Как я поняла, многих интересуют технические вопросы поступления - документы и проч. Так что перепощу из своего журнала пояснение про бумажки.
Для начала главное - многие считают, что для поступления в Европу надо обладать выдающимися способностями, это абсолютная неправда. Выдающейся должна быть только одна способность - оторваться от дивана и довольно долго на него возвращаться, хотя, возможно, она-то для большинства людей и исключительна. Уровень же студентов тут очень разнообразный, некоторые пришли, уже поработав немного и решив подучиться еще, другие сразу после окончания бакалавриата, все с очень разным опытом, но далеко не блистательные гении.
Главная проблема для международных студентов - это преодоление бюрократии, и это не только в нашей стране. Даже одногруппница из Индии рассказывала, что многие ее знакомые сдались в свое время на этапе бумажной работы, решив, что если уже все так сложно, то что же дальше еще будет. Так что с самого начала нужно запастись терпением и придумать себе очень действенную мотивацию.
Что нужно сделать, чтобы поступить в магистратуру?
Насколько мне известно, поступление на все программы магистратуры в Политекнико является заочным и предполагает выполнение нехитрой последовательности действий.
1. Найти на сайте информацию о дэдлайнах подачи документов (в моем случае это было где-то до середины марта).
2. Найти и заполнить там же application form
3. Собрать документы
4. Отправить их по почте
Все очень просто кроме «собрать документы» =) Над этим надо потрудиться немало. Примерный список всего, что нужно, насколько я могу вспомнить:
• Распечатанная и подписанная заявка (application form)
• CV
• Motivation letter
• Академическая справка с переводом
• Расшифровка академической справки (описание всех пройденных курсов с указанием основных тем для выяснения соответствия местным требованиям), естественно с переводом
• Рекомендательное письмо от преподавателя (необходимо заполнить предложенный шаблон и предоставить его в запечатанном конверте)
• В случае отсутствия диплома необходимо приложить справку, сообщающую, что диплом будет получен до начала обучения в магистратуре
• Сертификат о знании языка
• Портфолио (можно высылать как в печатном, так и в электронном виде)
Язык всех документов зависит от того, на какую специальность они подаются - если обучение на итальянском, то лучше все на него и переводить.
О том, как составить резюме и мотивационное письмо лучше спросить гугл, потому что там просто множество примеров, вариантов и советов. Но в целом нужно не стесняться описывать все красивыми словами и хорошо себя подать. Насчет справки в случае отсутствия диплома я уже не уверена, потому что по идее даже академ.справка за наши 4 года обучения у них принимается за диплом, за 5 лет точно должно хватить.
Сертификат о языке опять же зависит от специальности, на свою английскую я предоставляла IELTS, который должен был быть не меньше 6. У меня было 7, но очень плохо с устной и письменной речью (5.5 и 6), из-за чего я волновалась и напрасно. Многие итальянцы и китайцы в начале года вообще практически были не способны нормально изъясняться, уж не знаю, какие у них баллы по английском и как их взяли, но тем не менее все справились.
Портфолио я отправляла в электронном виде, и были там проекты за последние три года учебы в институте. Некоторые из них можно увидеть тут
http://www.behance.net/ybdesigning НО получить от института подтверждение о поступлении - это еще только половина дел, далее надо убедить бюрократов всех стран, что ты все же очень хочешь учиться. Дело в том, что итальянское министерство образования, или черт знает, как оно тут называется, требует, чтобы все иностранные студенты выполнили хитрую «дипломатическую процедуру».
Для этого нужно пойти в Итальянский Институт культуры, чтобы заполнить некую «Форму-А» (или «Ф»), но к ней еще нужно приложить такую штуку, как Dichiarazione di valore - документ, выдающийся консульством Италии и подтверждающий соответствие полученного российского образования международному уровню. А чтобы получить его, нужно предоставить в консульство документы об образовании (и аттестат и диплом) с переводом на итальянский, но документы не простые, а апостилированные. Апостиль - это в свою очередь штампик, подтверждающий, что российский документ об образовании действительно подлинный, ставится он нашим министерством образования, или опять же, не помню, как его теперь. И вот тут-то и начинается веселье.
Средний срок проставления апостиля по информации чиновников - 2-3 месяца. То есть если дипломы выдают 30го июня, например, то хорошо, если апостиль будет готов к концу августа, но никаких других действий с ним сделать в срок уже невозможно будет. Это стало в свое время причиной немалой головной боли, только настойчивость меня спасла.
Поэтому тем, кто хочет точно поступать за границу в год выпуска, лучше заранее отдать на апостиль аттестат и академическую справку за 5 лет - ее должно быть достаточно, для Италии по крайней мере, так как им нужно, чтобы общий срок обучения в школе и институте был 15 лет. (В политекнико же вообще считают, что я закончила институт в 2008 году, а потом два года училась в UNDEFINED институте на UNDEFINED курсе - так написано на странице моей «карьеры»). А потом уже в случае поступления эту справку можно нести в консульство - там все довольно быстро делают.
Еще раз последовательность действий:
1. Забрать из института академическую справку (или диплом) и аттестат
2. Отнести в министерство образования на апостиль
3. Апостилированные документы отдать на перевод
4. Отнести документы с переводом в консульство для выдачи Dichiarazione di valore
5. Dichiarazione di valore приложить к «Форме А» в Институте культуры.
В написано виде все выглядит предельно просто =)
Ну и, естественно, после этого всего еще надо получить визу для въезда в страну, а после въезда оформить кучу бумажек, чтобы тут остаться))