Оригинал взят у
bellken в
ИЛЛЮСТРАЦИЯ. ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ БВШД Я не буду писать подневный отчет с перечислением всех заданий. Их уже
много, и у меня чтение таких отчетов создало ложное представление о курсе. Во-первых, был утерян эффект неожиданности )) Во-вторых, каждое задание курса очень емко и включает в себя проработку сразу нескольких тем (а не только отработку графических техник и приемов мозгового штурма, как я думала до прохождения курса). Каждый человек воспринимает свой пласт информации. Тот пласт, который оказался ценным для меня, я не ожидала получить.
Поэтому заранее все равно не поймешь, что зацепит именно тебя. Написав отчет, я засомневалась, не создаю ли я утечки информации с курсов. Посмотрев другие отчеты, поняла, что нет. Многие описывают то, что особенно запало на душу, и все настолько разные моменты описывают, как будто посещали разные курсы! Проходить интенсив имеет смысл в любом случае, сколько ни читай отчетов )) Я удивилась, когда стала смотреть работы одногруппников, сделанные до прохождения интенсива. То, что они делали в рамках курса - круче, правдивее, интереснее, тверже.
Отчет построю следующим образом:
МОЯ СОКРОВИЩНИЦА
сюда сложу то, что мне особенно легло на сердце и повлиет на дальнейшую творческую жизнь )) То, что я особенно хочу запомнить.
1. Иллюстрация как искусство.
Мы (я и мой муж Коля Филатов) - архитекторы, но очень любим рисовать. До прохождения курса, как это ни смешно прозвучит, нам было не понятно, зачем рисовать. Этот вопрос все время мучил. Зачем? Мы рисовали человеческое тело. Академические постановки. Портреты. Но зачем это нужно, было не понятно. Рисовать себе в стол - хорошо, но мне хочется делать что-то востребованное. Рисовать портреты на заказ - не то, чего мы хотели. Не складывалось, не жило.
А теперь вот появилась надежда, что может сложиться ))
Меламед дал представление об иллюстрации не как о прикладной и зависимой дисциплине, а как о полноценном виде искусства. Можно внутри любого выданного задания найти простор для решения своих творческих задач. Текст может отмереть, а картинка останется самоценной. Иллюстрация может быть настоящим искусством.
Благодаря этому у меня появилась и понимание, что я хочу видеть в своих иллюстрациях, и желание посвятить ей себя. И страх, которого не было раньше - что во мне недостаточно качеств, которые можно было бы вырастить в действительно хорошего иллюстратора.
"Чем уже понимаешь дисциплину иллюстрации, тем более скучный ты иллюстратор. Надо быть поэтом, архитектором, сыщиком, спортсменом..."
"Будет предложение - будет спрос. Надо формировать спрос, выдвигая достойные предложения, чтобы вкусы заказчиков изменились".
Из этого вытекает позиция Виктора относительно "создания собственного стиля". Здесь я нашла для себя неожиданные глубины, которые применимы к любому творчеству, в том числе и к архитектуре. Это - следующий пункт.
2. Система оценки собственных возможностей и задач. Критерии качества иллюстрации.
Наконец я поняла,что меня так часто расстраивает в современной культурной жизни.
Найдут какую-то крутую фишку. Действительно крутую. И потом на ней ПЕДАЛИРУЮТ. Называют это: "Мы нашли свой стиль. Ничего больше искать не надо, а надо его теперь плодить".
Это коммерческая позиция, которая позволяет быть узнаваемым на рынке. Заказчик знает, чего от тебя ожидать.
Но как же дальнейшее развитие? С бизнесом все хорошо, но я все думаю: как человек не устает делать целыми днями одну и ту же фишку? И никаких больше вопросов, ничего не нужно больше искать?
Виктор считает, что "найти свой стиль - вредная контрпродуктивная позиция". Что таким образом иллюстратор не только обедняет собственную личность, но и делает более скучным свое портфолио. То есть не так уж все и однозначно относительно коммерческого успеха.
Вместо своего стиля Виктор предлагает найти свои критерии качества.
Об этом он подробно написал в
своей колонке. Я очень-очень советую прочитать!
В этой системе первоочередным вопросом для творческого человека является осмысление своей личности, психики, телесных свойств, а также существо, суть своего творчества (что меня интересует от работы к работе; что я транслирую зрителю; пластическая тема, которая меня волнует). В этой системе интонация диктует сюжетное решение. А визуальное решение (тон, цвет, композиция...), техника и инструмент находятся в конце. Потому что поставленная задача определяет, какими средствами ее решать.
"Иллюстратор каждый раз заново ищет решение , потому что именно это ему очень интересно".
"Иллюстрация - это нечто большее, чем воспроизведение взятых с поверхности текста сюжетов".
Я душой отдохнула, все это мне страшно близко.
3. Иллюстрация как поэзия.
Взаимосвязь литературы и иллюстрации - одна из главных фишек Меламеда. Насколько я видела, он читает эту лекцию в разных городах, она есть в интернете, очень рекомендую ознакомиться. По-моему, восприятие иллюстрации как поэзии - одна из дорожек, по которой можно из прикладной профессии перейти в искусство ))
"Задача иллюстратора не в том, чтобы просто заставить улыбнуться. Иллюстратор рассказывает историю, которая обрастает множественными смыслами".
Такое восприятие помогло нам сдвинуться с мертвой точки "я умею красиво нарисовать обнаженную тетку, ну и что?". Как рассказала мужу о поэзии в иллюстрации, он просветлел. В этот момент он рисовал красивую экспериментальную работу, за которой, однако, ничего не стояло. Там была изображена свернувшаяся в неудобной позе молодая женщина. Я зачитывала стихи хайку, которые нам раздали для одного из заданий. "У проститутки холодные пальцы", - прочитала я, и все сразу встало на свои места. Стало понятно, как вести работу дальше.
4. Боязнь плагиата.
Этот совет я слышала от многих опытных людей. Не надо цепляться за что-то, что, казалось бы, ты придумал сам. Это уже точно было придумано до тебя. Не надо бояться копировать чужие работы. Очень важно осознавать свой генезис - из чего ты вырос. Для человека искони свойственно передавать свой опыт, на этом построена цивилизация. Никто не начинает на пустом месте. Важно то, как чужой опыт через тебя прошел и во что он вырос.
5. Крутые люди.
АРТЕМ КРЕПКИЙ - большое открытие для нас. Вот это и взаправду и искусство, и поэзия ))
ИГОРЬ ГУРОВИЧ - фантастический заряд честности, правды, непосредственности, подлинного поиска в искусстве. Он читал нам лекцию, после которой стало хорошо на душе.
ANDY KEHOE - Меламед говорил, что это тактильное ощущение в иллюстрации. Для меня еще важна атмосфера света.
BRAD HOLLAND - это совсем "не мое" ощущение, мутно и сюрно, но очень нравится подход - та самая поэзия в иллюстрации, атмосферность. За этим что-то стоитж
и другие ))
6. Пойти на курсы актерского мастерства и интересоваться фотографией.
Меламед подсказал полезную вещь: тело больше передает информации об эмоциях и состоянии, чем мимика. Мимику легче подчинить. А чтобы уметь изобразить эмоции, нужно изучить их через собственное тело. Тут нам и в помощь курсы актерского мастерства и спорт. Телесность много дает иллюстратору.
Фотография влияет на творчество. Во-первых, фотография создает особое пространство, которое можно изображать (искажения объектива, рыбий глаз и т.п.). Во-вторых, можно попытаться взять фотографию, даже самую дурацкую, и попытаться из нее сделать иллюстрацию. Эффект может быть очень интересным. Сам до такого не додумаешься. Это было одно из первых наших заданий.
7. Метод поиска качественной визуальной метафоры.
Если использовать первые возникшие ассоциации, получается банальность. Нужно выходить на второй круг ассоциаций. В качестве ключа можно использовать любую тему: еда, музыка, море, сельское хозяйство, мифы и легенды... И думать, как через еду или море проиллюстрировать ситуацию.
Пример, как этот метод использовала я:
Нужно сделать иллюстрацию к статье о возрождении исчезнувших видов млекопитающих. Ученые якобы близки к тому, чтобы вырастить организмы этих исчезнувших видов из сохранившихся тканей. Автор статьи считает, что это полный бред. Я взяла в качестве ключа тему "детство". Как через детское поведение показать ситуацию? Решение щелкнуло сразу: мальчик безалаберно разбил вазу, склеил ее криво, неправильно и считает, что так все и было. Картинку, которая из этого выросла, покажу в следующем посте )
8. Каллиграфия - это кайф! Буквы - это, оказывается, так интересно!
Лекцию и семинар о каллиграфии и леттеринге проводила Елена Третьяк. Я была поражена, насколько это вкусная тема, какой большой простор для творчества она открывает. Какие красивые листы получаются из текста - в зависимости от эмоции, характера букв и используемого материала. Ткань дает растекание, пленка - блеск, дерево - текстуру, стекло - пространство за надписью, рейсфедер - брызги, шприц - создает ручеек из туши, который можно раздувать, вертеть...
(примеры использования различных материалов из прекрасной лекции Елены Третьяк)
Текст, написанный с эмоцией, с настроением, сам по себе уже является иллюстрацией. А может превращаться в абстрактную композицию, где конструкция букв создает приятный для глаза костяк. Прекрасное было задание - сначала мы, посмотрев на определенный шрифт, рисовали абра-кадабру, которая должна была по характеру напоминать заданный шрифт. Получили много листов в разнохарактерными кадабрами. Эти листы сами по себе для меня - материал для дальнейшего творчества ))
О как оторвалась )
Потом из этих кадабр надо было составить абстрактную композицию.
Понеслась )))
А потом на основе этих композиций, которые имели свой характер и сочность, создать лист с реальным текстом. Результат - в следующем посте. Задание позволило абстрагироваться и воспринять текст и шрифт как пластический материал. Для меня это крутая почва для дальнейших размышлений ))
Кроме того, я осознала, насколько критично для иллюстратора понимать и уметь писать красивые буквы. По этому поводу читаю известную и потрясшую меня
книгу Юрия Гордона "Книга про буквы от Аа до Яя". Качество превосходное: автор - настоящий профессионал, который имеет свои взгляды и открытия. Не пересказывает, а доносит свой опыт и эксперименты из первых рук. Оформляет все в авторскую систему очень понятно. Просто-таки фундаментальный труд, где безупречно отделано и продуманно все - и структура текста, и иллюстративная часть - до самой мелкой точки.
9. Важно знать законы человеческой психики, человеческого восприятия.
Не задумывалась об этом. Специальную интересную лекцию о психологии зрительного восприятия прочитал фотограф Андрей Зейгарник. Более подробный семинар он проводит на
Фотопроекте. Вывод: при продумывании композиции нужно учитывать, на что смотрит человек. Тогда возможно управлять вниманием зрителя. Даже простое знание того, что внимание человека приковывают в первую очередь лица, контрастные места, текст и символы, уже сразу помогают в работе. А там ведь много есть более тонких моментов.
10. Принт - перспективное творчество, полное живописности, неожиданности, спонтанности.
Я всегда думала, что гравюра - не мое. Я не могу работать на предсказуемость. Все мои удачи - почти всегда результат отключки головы, легкой или тяжелой небрежности. Поэтому то, что вырублено топором, где ничего не исправишь, где физически сложно провести линию, где надо очень внимательно думать головой - не мое. Оказалось, ан нет. Я не ожидала, что процесс печати по степени спонтанности компенсирует физическое и умственное усилие, затраченное на резку гравюры. Сначала все долго и предсказуемо режешь, а потом идешь экспериментировать со станком - и поехало. Случалось, что люди говорили: "А мне плевать, что здесь вырезано, я вообще печатаю цвет!" И получались самые крутые работы.
Вот перевернутая работа Кати Курнышовой, демонстрирующая этот принцип.
Огромное поле для экспериментов. Спасибо Юле Медведицковой, которая раскрыла для меня эту сторону принта.
Говорят, принт - это перспективно )) Что если будет предложение - будет и спрос.
12. Отсекать в своем творчестве навязанные образы, просмотренные мультики, формальный стиль.
Никогда не обращала внимания, что из-под моей руки автоматически вылезают когда-то увиденные и усвоенные образы. Надо нарисовать сумасшедшего старика - я рисую папашу Красавицы из диснеевского мультика "Красавица и чудовище". Нарисовать ребенку зайчика - я, человек, который как бы должен уметь рисовать, рисую подобный шаблон:
У меня еще, оказывается, "болезнь большеголовости" - любых персонажей рисую, как в мультиках, с большой головой, большими глазами, так подсознательно умилительнее. Но ведь надо отдавать себе отчет в том, что откуда растет! Действительно, у иллюстратора умилить - это не суперзадача. Надо уметь рисовать правду, рисовать разных персонажей. И когда ты рисуешь животное, надо ориентироваться на это животное, а не на навязшие представления, связанные с ним. Также не стоит навешивать на всех подряд персонажей свой формальный стиль. Персонаж сам по себе интересен, и это захватывает - придумывать каждый раз новый стиль, лучше всего отвечающий именно этому персонажу.
НЕДОСТАТКИ
То, что описано выше - это море моей радости, что я побывала на интенсиве, и благодарности преподавателям и организаторам. Однако, чтобы быть объективной, я должна описать и возникшие сложности.
Самый главный неприятный момент - мне показалось (подчеркиваю, мне могло показаться, потому что я сравниваю со своей альма матер - МАРХИ), что некоторым преподавателям не очень интересно было с нами работать. По крайней мере, с большой частью из нас. Может быть, такое отношение к интенсиву. Нет такого, что горят глаза и от преподавателя исходит сияние творчества )) Скорее впечатление, что люди хорошо делают свою работу. Но без сильного энтузиазма. Без отдачи. Люди, безусловно, творческие и сильно заинтересованные своим делом. Своим делом, но не нами.
Кроме того, вопреки распространенному суждению о том, что Виктор Меламед каждому студенту помогает развить его индивидуальные стороны, мне так не показалось. Виктор - очень харизматичная и сильная личность, очень самобытная. Иногда у меня было ощущение, что он может работать с человеком, только когда находит в нем отголосок своей личности. Если этого нет - человек ему уже не очень интересен, работа идет формально. Неравномерность в его желании работать довольно резкая. Наверное, это логично, потому что на интенсив не предусмотрено вступительных испытаний. Но не думаю, что оправданно, потому что каждый, кто приходит на интенсив (специально приезжает из другого города / берет отпуск / платит весомые деньги и т.д.) настроен очень серьезно, это не развлечение. Каждый принес какую-то жертву и ждет отдачи. Для отдельного человека не важно, как он выглядит на фоне группы - ему нужно, чтобы с полной отдачей работали именно с ним это короткое время в 7 дней. Каждому важно. Для меня это было тяжелым моментом. Конечно, это мои проблемы - когда я учусь, я очень зависима от преподавателя. Если на начальном этапе меня поддержать - я быстро стартую. Если сразу поставить в игнор - я воспринимаю себя отстоем и уже не могу выдавать фонтан. Сейчас у меня начальный этап. Мне очень нужен был толчок и заряд, я его ждала от интенсива. Мне очень не хотелось терять веру в себя.
Еще занудства ради я должна отметить то, что уже вообще не важно относительно качества самих курсов, но оставило осадок относительно организации Школы. Британская Высшая школа дизайна - все-таки Россия. То есть если что-то не работает, никто не чинит )) Какой бы там супернавороченныйэппл там не стоял. И если лекция наполовину испорчена поломанным оборудованием - это не значит, что завтра и послезавтра не будет сорваны еще пару лекций.
РАБОТЫ С ИНТЕНСИВА
Следующим отдельным постом, а то этот никогда не закончится ))
Я очень благодарна организаторам, преподавателям курса и, главное, куратору - Виктору Меламеду. Спасибо, это стоило того, чтобы отдать ощутимые деньги, единственный отпуск мужа в году и оставить годовалого пупса на неделю без мамы ))