В новом учебном году курс «
Иллюстрация» станет насыщеннее и интереснее - появятся новые дисциплины, а уже существующие будут значительно дополнены. Куратор курса Виктор Меламед рассказывает, как годичная программа выросла в двухгодичную и без чего не обойтись современному иллюстратору.
Все начиналось с недельного интенсива по иллюстрации несколько лет назад. Затем вы сделали годичную программу. Теперь обучение займет два года. Почему?
Годичная программа оказалась не менее насыщенной, чем недельный интенсив, из которого она выросла. Получился очень плотно сбитый курс, в который мы постарались включить все необходимое, но меня это уже не устраивает. Студентам нужно дать спокойно порасти и развить свои навыки. У них появляется огромное количество задач - интересных, важных, но физически не хватает времени все распробовать.
То, что обучение будет длиться два года, - закономерная вещь. Мы многому научились сами, поняли, чему стоит уделить больше внимания. Практически каждый блок программы нужно расширить и углубить.
На вашем курсе большое количество преподавателей - их практически столько же, сколько и студентов. Появятся ли новые имена? Как изменится программа?
Да, у нас действительно сейчас 29 преподавателей на 34 студента. Я часто приглашаю читать лекции гостей из смежных областей, которые на первый взгляд лежат вне плоскости иллюстрации, но на самом деле необходимы. Например, профессор биофака МГУ Наталья Гончарова читает лекции по антропологии, привязанные к работе над портретом, поэт и издатель Дмитрий Кузьмин помогает разобраться с современной поэзией, режиссер Театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса Сергей Лобанков ведет сценическое движение и т.д.
Основные дисциплины программы будут значительно расширены. У нас с самого начала был большой блок аниматорского рисунка, сейчас стало понятно, что нужно его еще усилить. Заодно мы расширяем блок комикса, который ведет монстр рисования Даниил Кузьмичев, - в общей сложности на него уйдет целый семестр. Это сами по себе важные и близкие дисциплины, а кроме того отличный способ иллюстратору накачать нужные мышцы, проработать навыки быстрого и эффективного рисунка, формы, композиции, взаимоотношения персонажей и т.д.
Более углубленно будем изучать печатные технологии - шелкографию, линогравюру. Препресс мы изучаем непосредственно в типографии.
Еще один большой блок посвящен контексту и истории иллюстрации.
Цифровые технологии сейчас очень актуальны. Насколько сильно их влияние в области иллюстрации?
Иллюстрация - большая территория, где всему найдется место. Мы преподаем технику не саму по себе, а в привязке к конкретным задачам. Например, трехмерное моделирование - к инфографике, которую преподает один из лучших специалистов в этой области Алексей Новичков. Мы стараемся растить конкурентоспособных иллюстраторов. Если уникальность иллюстратора завязана на технологии, его обгонят те, кто фокусируется именно на ней. Мы не можем позволить нашим выпускникам обладать только одним умением, это должны быть разносторонние личности, твердо понимающие, зачем пришли в профессию.
Иллюстрация - это искусство общения с аудиторией, и чем универсальнее твой язык, тем больше шансов на успех. Это не означает, что нужно владеть всеми инструментами. Мы не навязываем круг техник, которые нам нравятся или которые мы хорошо знаем. Наша задача - научить вдумчиво выбирать «оружие» и если нужно, самостоятельно осваивать новое.
При этом цифровой графике мы теперь сможем уделять больше внимания.
Какие тенденции сейчас наиболее актуальны в иллюстрации?
Каждый сильный художник создает свою тенденцию, у него появляются последователи, независимо от того, живет он на Западе или, скажем, в Китае. Сейчас в иллюстрации доминируют американские иллюстраторы, но это не значит, что стоит «залипать» на них. В Испании и Латинской Америке, например, есть невероятные люди!
Тенденции долго не живут, но если взять 20 важных иллюстраторов, их работы с годами становятся только лучше, они не устаревают, потому что остаются верны себе и своей аудитории.
У вас ярко выраженный авторский курс. Ваш стиль рисования влияет на студентов?
То, что курс авторский, не связано с тем, как я рисую. Я скрещиваю опыт российского вечернего образования с технологиями британской школы, где самый важный элемент - качество и интенсивность самостоятельной работы. Навязываю я только темп, заставляю в определенном режиме перерабатывать большое количество информации и изучать наследие тех художников, на которых стоит современная иллюстрация. Студенты сами выбирают себе кумиров. Может, конечно, случиться так, что они будут смотреть и на меня. Но, во-первых, вся задача курса в том, чтобы помочь студенту вырастить самостоятельный творческий метод, а во-вторых, на курсе есть преподаватели и художники похаризматичнее меня. В традиционной российской высшей художественной школе преподаватель присутствует денно и нощно, и ты неизбежно учишься делать так, как ему нравится. Это не наш случай.