Вчера в Доме Кино было культурное событие, посвященное 65-ти-летию Сергея Соловьева. С 14 до 22 часов подряд показывали фильмы "Асса", "2-Асса-2" и "Анна Каренина". Я посмотрела все и хочу поделиться впечатлениями. В обратном порядке.
1. Анна Каренина - 5-ти-серийный фильм для Первого канала, и этим все сказано. "Иногда экранизация - это просто экранизация", %username%", как сказали бы на dirty. Для большого экрана сериал чуть урезали (мы посчитали, что минут на 20-30 всего), но все равно получилось немыслимо долго, два с половиной часа. Снято тоже по-сериальному, топорно, монтаж дикий.
Смотреть интересно только на двух актеров, которые оба нынче пребывают в мирах иных. Александр Абдулов очень неплох в роли Стивы Облонского, Олег Янковский - Каренин, о котором можно только мечтать - образец порядочности, совестливости, великодушия, страдалец и почти святой. Лев Толстой бы очень удивился.
Смотреть "Анну Каренину" рекомендуется тем, кто любит Льва Толстого, кому интересны экранизации классики, кому интересна игра наших знаменитых актеров. Но в целом, довольно муторно и уныло. Что это за кино, когда под конец то и дело смотришь на часы и мысленно призываешь: "Скорей уже иди, прыгай под поезд"?
2. Вторая Асса, также приличного хронометража, представляет собой конгломерат мыслей и чувств, которые в данный момент волнуют Сергея Александровича. Он даже не пытается построить из них связный сюжет, а просто составляет свой специфический большой абсурдный капустник, и в нем находится место всему: съемкам Анны Карениной, флешбекам в первую Ассу, переживаниям, связанным с тем, кто деньги рулят всем, песням Шнурова, истории о пришивании головы, поучительным и хулиганским мыслям, психам, маргиналам, богатеям, скрипачу Башмету и собственной дочери Анне (персонажа тоже зовут Анна, чтобы не путаться) и многому другому, всего, право, не перечислишь.
Смотреть это с одной стороны любопытно, иногда забавно, иногда немного стыдно (два раза), короче, гамма чувств, все что угодно, но только не скука. Если коротко, то 2-Асса-2 - нереальное ПОРНО. В хорошем смысле. Я очень уважаю Соловьева, что он не боится проецировать на экран все свое нутро, почти не структурируя. 2-Асса-2 - безусловно, автопортрет режиссера. И первое впечатление почти у всех "Да он спятил!" Однако, все, кто хоть раз слышал Мастера, понимают, что он абсолютно вменяем, говорит как пишет, а пишет, как под диктовку. Человек удивительного ума и резиновой памяти. Напичканный историями, анекдотами и цитатами всех живших гениев на земле. И чутье у Соловьева отменное. Безусловно, это безумный фильм. Но разве жизнь не безумна? Так что не только свой , но и портрет времени.
Есть и претензии. Например, повторы. Если проецирование кинофильма на голую спину девушки, дважды повторенное, объясняется сентиментальностью маэстро (красивый ход понравился, повторим, поменяв спину, проведем как бы параллельную линию), то зачем было трижды повторять флеш-бек "убийство Крымова" - не очень понятно.
PS: На моменте с Кадышевой - сорвало крышу. Самая лучшая сцена.
3. Асса - это совершенство. Безупречный фильм. Как море, как явление природы, как сама жизнь. Художнику, который нарисовал такую вещь - прощается все.