За последнюю неделю у меня две новости: во-первых и самых главных - племянницы-близняшки, которых выписали наконец-то из роддома. Мы так переживали за них, ведь они появились на свет раньше срока и целый месяц лежали в больнице, в "аквариуме" для новорожденных, добирая вес. Девочки крохотные, даже плачут тихо. Радость, что все сейчас благополучно, совершенно неуемная, сестра лежала в больнице с конца ноября, и мы переживали и молились всей семьей. Надю вообще в пятницу, в день выписки было не оттащить от девочек. У них разница 10 лет, такая же как у нас с сестрой. Будет летом нянчить на даче.
*
После зимних каникул мы вернулись к мультфильму. Ура! Мне рассказывают, что Хитрук выделял четыре стадии в работе аниматора: 1 - радость от оживления неживого, 2 - желание сделать движения плавными и красивыми, 3 - желание передать анимацией характеры, 4 - когда можешь пренебречь техникой, а главное - идея. У меня пока первая стадия - я радуюсь тому, что передвигаемые два куска пластилина на заднем плане в расфокусе на экране выглядят как играющие неподалеку дети, а слепленные куклы играют точно по системе Станиславского.
И, конечно, очень мало людей могут оценить труд. Смотрели "Пиратов" студии Аардман, номинированный в этом году на Оскара как лучший полнометражный анимационный фильм. Там не пластилин, а пластик и силикон, но все равно это очень трудоемкая предметная анимация.
Потом читаешь отзывы зрителей о том, что "не, компьютерная 3-d анимация гораздо интереснее, пластилин - незачот". Недостаточная яркость, не тот уровень экшена. То есть люди оценивают исключительно свое удовольствие. Не технику, не уровень сложности, не изобретательность аниматоров. Аардман - молодцы. Они фактически в одиночку пропагандируют в мире предметную анимацию. Они распространяют пресс-релизы, в которых рассказывается, как создавались мультфильмы. В ютубе куча роликов о том, как снимали "Уоллеса и Громмита", "Жизнь животных" и другие фильмы. На дисках с "Барашком Шоном" - короткие эпизоды о съемках. Все это обязательно нужно делать, нести в массы. Потому что у зрителей, избалованных компьютерной графикой, происходит девальвация, обесценивание ручного труда, рукотворных фильмов. Бытует мнение, что если на компьютере можно симулировать все, что угодно, тот же пластилин, зачем руками лепить? Ну вот а зачем актеры, если можно нарисовать их на компьютере?
У нас, конечно, не Аардман, у нас кустарное производство, но в нем тоже есть свое очарование, которое, возможно, оценит очень немного людей, но это не страшно. Описание удовольствия или его отсутствия - это не критика, а ерунда, на которую вообще нужно привыкнуть не реагировать. Особенно на похвалы, не вестись на них. Похвала дурака гораздо менее ценна, чем резкость умного.
*
До кучи: "Самозванец" (один сеанс в "Соловье" еще остался) - замечательный. Похож на "Подмену" Клинта Иствуда, только документальный, и взгляд - в сторону героев. У кого есть возможность - посмотрите. Ну, да, говорящие головы - американский стандарт, но история рассказана захватывающая, необыкновенная. И вот эта улыбка главного героя - патологического лгуна - удивляет, пугает, обескураживает, потому что, даже сознавая, что перед тобой один из самых талантливых лжецов в мире, ты все-таки ему веришь. Посмотрите.