гражданин, поэт и их друг юрийгагарин

May 23, 2012 22:36

"Гражданин Поэт: Прогон года" оказался совсем не тем, чем я думала. Ожидала фильм про то, как создавался проет "Гражданин Поэт", ожидала записей, репетиций номеров, думала, что доведется стать свидетелем первых, вторых и третьих шагов проекта и всего того, что остается за кадром - неформальности, неожиданных решений, проб и ошибок, то есть всех атрибутов жизни.
Оказалось, что фильм совсем не про это, потому что идея снимать документальное кино пришла уже под занавес, когда уже все было придумано и сыграно, а Гражданин Поэт катался с гастрольными турами. Оказалось, что "Прогон года" - это прежде всего коллективный портрет участников проекта "ГП". На первом плане они сами, их турне по стране и то, что они сотворили с обществом. Это последнее, видимо, поразило их самих, отсюда и родилось желание высказаться. Подвести итоги.

Сразу обломаю: фильм сделан плохо, по-телевизионному - то есть на скорую руку, без каких-либо художественных претензий. Понятно, что они "гнали", хотели быстрее-быстрее. Материал не осмыслен до конца, порой очень грубо пошинкован и, по-счастью, авторы это понимают и признают. На первом месте была оперативность. Гражданин Поэт был оперативный, фильм о нем тоже нельзя было задерживать. Пока свежо воспоминание...
Поэтому там иногда все плохо: небрежность операторская, как то выпадение лиц говорящих из фокуса, небрежность монтажная - неожиданные комментарии неожиданных персон, которые не всегда к месту...

Все эти действительно большие недостатки покрывает главный плюс - любовь автора к своим героям: Быкову, Ефремову, Васильеву. Главный герой и рассказчик в фильме - Андрей Васильев, продюсер проекта. Васильев - это юрийгагарин в одно слово с маленькой буквы. Он автор  Гражданина Поэта и главный человек, про которого меньше всего знают зрители, и на воле которого все это хозяйство держалось.
У меня после фильма и пресс-конференции какой-то неугасающий восторг от этой персоны. Он там в фильме в двух видах. Первый Васильев - это такой циник в образе, в красной рубашке, у себя дома, рассуждающий о судьбах родины, о пятом-десятом, такой богатый, видавший многое человек, пьющий и не очень приятный на вид, несколько косноязыкий, матерящийся. Сидит в разноцветных носках и вспоминает о том, как говорил коллегам: Я подарил вам проект, а теперь отъебитесь от меня.
И второй Васильев, от которого почему-то не отъеблись; тот тянет как вол свою лямку, ездит с группой на гастроли, ругается с Ефремовым, отдает все свои силы, сон, нервы, волю, демонстрирует безупречный вкус и фантастическое чутье - продюсер от Бога. С такими людьми рядом хочется быть и впитывать их, несмотря на их сложный характер, вспыльчивость и алкоголизм (мое любимое сочетание). И сразу понятно, кто главный.
Про Быкова и Ефремова чуть меньше, но тоже интересно. И то же удивление на лицах. Ефремов говорит: Не думал, что люди будут приходить на концерты, чтобы послушать стихи! Никто из них не думал о таком, не подозревал!..

В общем, Кричевская залезла под кожу к важдому герою, для полного портрета она сняла еще и матерей каждого из них. И рассказала о том, как получилось, что эта троица - Ефремов, Васильев и Быков способствовали пробуждению гражданского общества.
Фильм в итоге вышел честный, трогательный, искренний и оптимистичный. Хотя, признаюсь, разговаривать о нем интереснее, чем его смотреть.
Вот тут есть материал с пресс-конференции, на которую Быков с Ефремовым оба не пришли. Все сначала расстроились, а в итоге вышло, что даже и лучше так. Я не умаляю заслуг обоих, они мегаофигительные. Но они бы на себя перетянули одеяло опять, и не получилось бы такого камерного разговора по душам.

документальное кино, гражданин поэт, быков

Previous post Next post
Up