Сегодня самый тухлый день на ММКФ. Если бы не
список Антона Мазурова, спасибо ему за всё, ушла бы злая. А так посмотрела одно хорошее кино, испанский "Они продают даже дождь" с Берналем.
Поскольку, документальное кино я почти не пропускаю, могу ответственно заявить - в этом году "Свободная мысль" слабее, чем в прошлом. Даже безотносительно док.конкурса. Всю программу прошлого фестиваля могу перечислить по памяти, почти каждый фильм оставил след. Что в этом году случилось? Бюджет урезали может? Нет, фильмы не плохие, но ведь хочется опять выходить со слезами из зала...
"
Катька" - чешский фильм про наркоманку. Героиня - моя тезка и ровесница. Снимали ее каждый год в течение 15 лет. С момента, как подсела в 19 и до сегодняшнего дня. Каждый год пытается слезть и не может. Жизнь идет, ничего не меняется. Ни единого шанса соскочить. Сменила двух мужиков, забеременела, родила, бросила ребенка, через полгода лишилась родительских прав... Очень жалко ее, как слабое существо, которое не может выкарабкаться. Ничего не помогает, даже беременность, даже рождение дочери, даже страх ее потерять... Человек, замученный собственной слабостью. Без шансов.
Режиссер не смакует наркоманский быт, не выводит морали, героине своей сочувствует, по-человечески с ней. Пытается ей помочь тем, что показывает ей саму себя. Катька - первая зрительница фильма про себя. Она тоже понимает, что - без шансов. После просмотра она обращается ко своей дочери: "Прости меня, пожалуйста".
"В ад и обратно" из программы документального конкурса - очередной Армадилло. Такое ощущение, что снимали на той же натуре, конкретно в том же самом месте. Я даже эту канаву помню! Еще один фильм про Афганистан, сколько уже можно. Кадры боев и общения с местными представлены в виде воспоминаний одного из участников событий, который вернулся домой с прострелянной ногой. Я честно говоря ждала другого кино - без войны, просто о человеке, который приехал оттуда и живет. Но герой абсолютно неинтересный, пустой. Ему и рассказать особо нечего.
Есть интересные кадры: как отряд вместе с оператором засыпает землей после взрыва, еще пара моментов. Но в остальном - вторичное кино. Тема американцев в Афгане вся обмусолена до дыр. Нет, пусть снимают, осмысливают, чо, но ведь уроков из истории никто не извлекает.
Так что сегодня я довольна только фильмом "Они продают даже дождь" (в оригинале "И даже дождь" - Tambien la lluvia) . Расскажу.
Кино о том, как снимают кино - жанр очаровательный: одни и те же люди играют две роли - актеров и их персонажей.
Съемочная группа приезжает в Боливию снимать исторический фильм про колонизацию Америки испанцами. Устраивают кастинг, нанимают статистов-индейцев. По ходу съемок выясняется, что в настоящее время эти статисты ведут активную политическую борьбу с правительством из-за резкого повышения цен на воду (в 300 раз). Съемки постоянно под угрозой срыва, потому что главных непрофессиональных актеров то изобьет, то задержит полиция.
Европейцы ведут себя примерно также, как и во времена Колумба - им важно сделать кино, использовать людей, а на их трудную жизнь им плевать. Они платят им копейки и считают себя умнее и лучше. И, конечно, те герои, которые во внутреннем фильме исполняют роли ярых защитников индейцев, в жизни первыми оказываются трусами.
Режиссера фильма в фильме играет Берналь, он повернут на своем кино, когда он читает сценарий, в его глазах слезы сострадания к несчастным аборигенам. Но легко сострадать тем, кто уже давно умер, а в жизни приходится идти на сделку с совестью. Лишь один из группы (самый прагматичный человек - продюсер) оказывается способным на поступок, и спасает девочку. В этом месте, конечно, драма немного засопливилась, но не сильно.
Кино они в итоге не сняли, но там была девушка в группе, которая снимала на камеру рабочие моменты съемок и боливийцев на баррикадах. Я все ждала, что в конце они сделают документальный фильм, и тогда можно было бы подвести, что реальное важнее выдуманного... Хотя, кино и так про это.
На торрентах нет, но все-таки с Берналем, может быть выпустят в прокат.