Игорь Погодин - Феноменология стыда. Как формируется токсический стыд. Конспект.

Oct 29, 2017 12:27

Эта лекция отчасти перекликается с лекцией " О стыде", но она короче, структурированнее и насыщеннее предыдущей. Я бы рекомендовала прослушать предыдущую, как подготовительную к этой, иначе плотность информации может быть слишком большой и можно многое упустить. На очереди лекция о психотерапии токсического стыда.

image Click to view



Конспект:

Токсический стыд - одна из основных тем, которая рано или поздно появляется в процессе психотерапии, и одно из самых трудных чувств, с которым трудно работать.

Стыд - рекордсмен по прерыванию контакта.

Во второй половине двадцатого века смешались любовь и успех, одно стало мерилом другого, тогда токсический стыд стал одним из самых популярных чувств. Меня любят, потому что я чего-то стою, хорошо учусь, хорошо себя веду, много зарабатываю и так далее. Человек утрачивает любовь, когда становится неуспешным.

_____________________________________________________________

Еще раз о стыде и вине.

Вина - всегда относится к действию или бездействию, которое нанесло ущерб другому человеку. И есть много способов с этим справиться: попросить прощения, покаяться, подарить подарок, заплатить, компенсировать ущерб, купить новое.

В стыде фокус внимания не на действии, а на образе себя. Я представляюсь другому каким-то не таким.

_____________________________________________________________

Стыд творческий и токсический.

Творческий стыд - социальная регуляция возбуждения, то есть стыд регулирует как, каким образом, в какой среде, с какими людьми, при каких обстоятельствах я буду удовлетворять свою потребность. Стыд завязан на образ себя, так как то, что я делаю, соответствует тому, кем я являюсь. Стыд возникает, когда я предаю себя.

А значит, стыд - это важный ориентир: является ли мной то, что я сейчас делаю?

Творческий стыд всегда зависит от контекста. Уместно есть в ресторане, но не в лекционном зале, кричать на концерте, но не в театре, заниматься любовью дома, но не на центральной площади.

_____________________________________________________________

Токсический стыд.

Токсический стыд не зависит от контекста, никогда вас не покидает, это то, что вы всегда носите с собой.

У людей с токсическим стыдом нет устойчивого образа себя и других людей. В окружении людей им хочется спрятаться и исчезнуть, потому что то, какими они сейчас представляются для себя, как им кажется, в глазах других людей, является для них неприемлемым. Им кажется, что другим они представляются смешными, нелепыми, туповатыми, необразованными, некрасивыми, несексуальными, а значит, другие люди это видят и вот-вот отвергнут.

Это мучительное ощущение, которое вы испытываете каждый раз, когда появляются другие люди. С близкими людьми стыд может уменьшаться, а с новыми - возрастать с новой слой.

Стыд основан на сильном возбуждении и является рекордсменом по хранению витальности, которая в нем похоронена. Когда он появляется на терапии, значит в этом месте много возбуждения, потребностей, важности и витальности.

_____________________________________________________________

Формирование токсичного стыда.

1) Внезапное прерывание возбуждения.

У вас появляется желание (потребность) и возбуждение на его реализацию. Например, вы проявляете любопытство к новым гостям, искренне расспрашивая их или гордо рассказывая стишок, изучаете ботинок или ломаете игрушку, любопытствуя, как она устроена внутри.

Когда вы в разгаре удовлетворения потребности, появляется кто-то, кто останавливает вас (криком, осуждающим взглядом, отбирая игрушку) и добавляет "Как тебе не стыдно?" Так вы узнаете, что происходит с вами, когда возбуждение останавливается, этому дается имя - стыд. Это называется "прерывание поддержки в поле".

Вы были в сильном возбуждении и в контакте, вдруг возбуждение останавливают, контакт прерывается, люди вас покидают, а вы остаетесь один на один с этим возбуждением и теперь оно оборачивается против вас.

Терапия стыда - это восстановление поддержки в поле.

2) Постоянное нахождение в зоне высоких ожиданий от вас и нечувствительности к вашим реакциям, чувствам, желаниям.

Другими словами, идеальная почва для формирования токсичного стыда, который сжигает человека всю жизнь - когда родителям важно, чтобы ребенок был хорошим, послушным, успешным, хорошо учился, был первым в классе, все умел, и при этом не очень интересно, что происходит с его страхами, тревогами, опасениями, страданиями, болью, печалями, обидами.

В этом случае ребенок получает послание "Я должен быть кем-то другим, не тем, кем я являюсь на самом деле."

В итоге у ребенка складывается неустойчивый образ реального себя, зато появляется идеальный образ "каким я должен быть", и он всегда недостижим. "Молодец, ты выиграла чемпионат страны, а вот если бы еще на сотую доли секунды быстрее - это был бы мировой рекорд" - до идеала всегда чего-то не хватает.

_____________________________________________________________

Бесконечная погоня за успехами.

Идеал недостижим и стыд становится вечным, так как вы всю жизнь пытаетесь достичь чего-то, что не существует в реальности - и не потому, что планка слишком высокая, а потому что она в принципе недостижима, как морковка перед мордой осла.



Жизнь превращается в погоню за успехами, которые не приносят удовлетворения. Максимум - недолгое облегчение и снижение напряжения. Поэтому после любого успеха - даже самого крутого - человеку необходимо двигаться дальше, он не может остановиться.

Еще раз - это бесконечная гонка за достижениями без удовлетворения.

Когда-то придется остановиться. Хорошо, если кризис случится в тридцать. В сорок будет тяжелый кризис. В пятьдесят - очень тяжелый. В семьдесят - его можно не пережить.

Человек оглядывается назад и понимает, что жил зря, потому что все, что он делал в этой жизни, никак не удовлетворяло его потребность и никак не соответствовало тому, кто он.

_____________________________________________________________

Неустойчивый образ себя.

Человеку нужен контакт, чтобы сформировать устойчивые представления о себе. Кто-то должен вам сказать, что вы красивая, умная, талантливая и вообще достаточно хорошая.

Людям с токсическим стыдом ощущение "достаточно хорошая" неизвестно.

Неустойчивый образ себя обычно идет вместе с неустойчивыми представлениями о других людях тоже.

_____________________________________________________________

Как формируется образ себя?

Образ себя формируется по нескольким основным линиям, в каждой из которых ребенок сначала получает много позитивного опыта извне, затем его присваивает и интегрирует. Важно сначала получить достаточно опыта от родителей, чтобы на этой основе выстроить образ другого и образ себя.

1) Потребность в подтверждении "я существую, я хороший" и навык присваивать себе такое отношение.

Родитель зеркалит: "я тебя вижу и отношусь к тебе так-то", "ты являешься самой красивой, умной девочкой/мальчиком в мире", не обязательно словами, а жестами, мимикой и вниманием, которое они дают детям. У ребенка формируется образ, что он хороший, достойный, его любят и ценят.

Затем ребенок сталкивается с миром (например, идет в садик), где никто ему не говорит, какой он прекрасный. Но каждый день он возвращается домой, где снова попадает в поддерживающую любящую атмосферу. Постепенно он учится справляться с фрустрацией, переносить внешнее отношение во внутренний мир и сам себе говорит, что он хороший - так формируется образ себя.

Если ребенку мало говорили о том, что он хороший (еще раз - это не только слова, а отношение, прикосновение, мимика, внимание), у него не формируется знание о том, какой он. И вместе с тем не формируется представление о том, какие другие люди, и весь мир кажется опасным и нестабильным

Если ребенку всегда бесконечно говорили, что он самый лучший, он может неожиданно столкнуться с сильнейшим отвержением (например, впервые придя в школу) - и тогда его образ себя обрушается - всегда был умный, а тут вдруг тупой. Здесь тоже не формируется образ достаточно хорошего себя.

2) Потребность быть похожим на других и знать, происходящее со мной не уникально. Кризис уникальности.

Для ребенка важно столкнуться с тем, что то, что хочет он, также хотят и другие люди. Что кусок пирога хочет не только он, но и брат, мама, папа и бабушка.

Это кризис уникальности - ребенок узнает, что его потребности не уникальны. У него формируется представление о себе и о других. Прожить этот кризис в 4-5 лет трудно и неприятно, но столкнуться с ним в 45 - беда.

Если человек думает, что все, что с ним происходит, происходит только с ним - он оказывается в изоляции, трудно проживает кризисы и сталкивается с повышенным риском суицида.

Подробнее об этом в лекции " О стыде".

3) Потребность в подражании, разочарование и право на ошибку.

Дети наблюдают родителей и сверстников, подражают им, формируя свое поведение и образ себя. В этом процессе ребенку важно, чтобы "образец" был стабильным и надежным, был больше и сильнее него, чтобы на него безопасно можно было опереться. Ребенку важно знать, что его отец или старший брат сильный, все умеет, все знает, во всем добивается успеха. Рядом с таким безопасно, ребенок поддерживает эти отношения, получает в них опору и тянется за идеалом.

Однажды ребенок обнаруживает, что его папа не идеален (например, проиграл в беге в мешках). Но катастрофы не происходит и папа не разрушается от проигрыша (может быть, он больше тренируется или говорит: "да, Вася сильнее, зато мы умнее"). Крайне важно, когда родитель дает право на ошибку.

У людей с токсическим стыдом права на ошибку нет: самый лучший или полное ничтожество, для него не существует понятия "достаточно хороший". Люди с токсическим стыдом не переносят несовершенства.

Если вы терапевт и не способны признавать свои ошибки, а после неблестящей сессии вы две недели в депрессии - не работайте с токсическим стыдом - это будет слишком эмоционально затратно, убьет вас и клиента.

Разочарование крайне важно - это крутое место роста. Близкий оказывается несовершенным, но не утрачивает вашей любви и привлекательности для вас. Он не идеальный и в шахматы не умеет играть, зато он добрый, теплый и достаточно хороший.

При разочаровании сохраняются теплые любящие отношения, в отличие от обесценивания (девальвации), когда отношения рушатся. Подробнее о танеце идеализации и обесценивания в лекции " О стыде".

Здесь могут быть два нарушения в формировании образа себя:
1) Когда не формируется образ, на который можно опереться, например, ваш отец пил и ползал по полу или был сильным, но не присутствовал в вашей жизни.
2) Когда другой не дает возможности в нем разочароваться. Это беда. Человек будет склонен к обесцениванию, так как не формируется образ другого и себя тоже.

_____________________________________________________________

Физиологические проявления стыда:

Дыхание становится прерывистым,
Хочется опустить глаза,
Голова вжимается в плечи,
Плечи приподнимаются и выдвигаются вперед,
Хочется сжаться в комочек и занимать как можно меньше места, а лучше провалиться сквозь землю, чтобы вообще не присутствовать в ситуации и изъять себя из контакта,
Вы краснеете,
Усиливается потоотделение.

Все это выдается вас, усиливает стыд и вам еще сильнее хочется провалиться сквозь землю. И вы прерываете контакт, потому что поддерживать его трудно, мучительно, болезненно и непереносимо.

_____________________________________________________________

Способы избежать столкновения с токсическим стыдом.

Инстинктивно люди стремятся избегать стыда, но он формируется в контакте и лечится только в контакте. В присутственном контакте, в котором мы внимательны к другому. Люди могут строить тысячи контактов, ни в одном не присутствуя, чтобы избежать токсического стыда.

Проблема терапевта в том, что токсический стыд в большинстве случаев не проживается, как стыд, поэтому вам чаще всего придется иметь дело со вторичным стыдом - действиями, которые не дают столкнуться со стыдом.

Стыд может оборачиваться следующими чувствами и действиями:

- Эпатаж и эксгибиционизм (физический и психологический). Человек теряет чувствительность к стыду и начинает с гордостью делать то, что его вызывает. Это выпускает наружу витальность, которая могла бы быть направлена на проживание этого стыда. И это может длиться вечно, так как энергия выпущена и нечем прожить стыд.

- Опережающее отвержение. Люди с токсическим стыдом часто живут с ощущением "Таким, какой я есть, я не гожусь," и ожидают отвержения. Поэтому нужно свалить из контакта раньше, чем все увидят, какое вы чмо. Контакт может начинаться со взаимным интересом, так как он подпитывает ощущение "я хороший", но как только доходит до реального сближения, человек выбирает сбежать, чтобы партнер не успел разглядеть его несовершенства.

- Синдром самозванца. Человек все время прикидывается кем-то другим и живет в страхе разоблачения. Приходится держать людей на расстоянии, потому что при приближении вас могут рассмотреть. Близкие отношения в этой ситуации невозможны.

- Вообще, посылать людей подальше, как только они к вам приближаются - очень эффективно для избегания стыда.

- Танец идеализации и обесценивания. Сначала человек обожествляется, а потом обесценивается, в этом нет присутственного контакта.

- Героизм и погоня за успехом. Как правило, у людей с токсическим стыдом обостренная потребность в признании и в погоне за ним они совершают грандиозные поступки. При этом чувствуют не удовлетворение, а лишь временное облегчение и снижение напряжения. Как желудок чувствует сытость, так образ себя питается признанием. Но если образа себя нет, то и насыщения признанием не происходит, оно просто не попадает внутрь и не усваивается. Кроме того, человек может запрашивать признание не себе - не тому образу, которым он является.

- Стыдить других людей.

_____________________________________________________________

Рекомендуемые книги:

Карен Хорни - Невроз и личностный рост.

околопсихологическое, ссылки, конспекты

Previous post Next post
Up