Глубина и поверхность

Sep 20, 2007 22:07


Читаю одну книжку, где автор педалирует метафору глубины. Есть у меня некоторые соображения, в силу которых я книжку дочитаю. Но метафора достала - скрипит как песок на зубах. Когда же общим местом станет отдать глубину на откуп бульдозеру? Разве ловить на поверхности, т.е. на никакой толщине не интереснее? Или разве поверхность как метафора ( Read more... )

Leave a comment

Comments 16

vadimlukyanov September 20 2007, 19:44:11 UTC
предположу, что вы читаете какой-то советский текст?

Reply

hubris_ipod September 20 2007, 19:50:17 UTC
в советское время за такое могли бы и посадить, не в одно место, так в другое. Книжка 2001 года издания, институт Философии РАН. И автор вообще-то мне симпатичен, он очень добротно промысливает то, что ему довелось начать промысливать, и соображения приводит дельные, только вот, увы, недостаточные, на мой взгляд.

Reply

vadimlukyanov September 20 2007, 21:31:24 UTC
не буду настаивать, однако и все-таки мне представляется, что "метафора глубины" - это общий топос как раз советской гуманитарной культуры (школьной, университетской и далее), которая в этом смысле (пусть и весьма формально) наследует скорее русскому роману XIX века и радикально противостоит, например, культуре Серебрянного века. трагично конечно, что эта самая "глубина" советского искусства определялась скорее через силу "монументальности и давления", духовно (типа, сбросил рояль с восьмого этажа и побежал вниз посмотреть - вмятину какой глубины он оставил в земле).
Европейская же культура, как можно судить, изжила духовную топографию "глубины" вместе с изживанием в себе Романтизма. ну, собственно туда и дорога. потому что с вашей идеей "бережного непроникновения в познаваемое" очень даже согласен. это мудро и дальновидно.

Reply

hubris_ipod September 21 2007, 05:41:46 UTC
я согласен с Вами, просто книжка, о которой идет речь, относится к разряду религиозной философии и философско-религиозной антропологии, и мне незачем проникать в то, насколько автор родом из советского прошлого, тем более, что самой тематикой книги он пытается оттуда уйти. Я просто к тому, что, зацикливаясь на глубине и восхваляя роль правого полушария, отвечающего за познание через приятие, через отождествление, автор упускает роль левого полушария, через развитие которого человек пришел к технологиям тонкого различения-воздержания, за которое отвечают новейшие отделы коры находящиеся в районе темени. Я могу принять и слиться - правое полушарие, я могу проникнуть анализом - левое полушарие, но я могу организовать виртуальную площадку различения, где как бы не выполняя фигур принятия и проникновения, я прикину, взвешу и, исходя из каких-то тончаших различений, в некой расщелине, в неком зазоре, образуемом между этими невоплотившимися фигурами мысли, в этой сингулярности дождусь проявления некого всполоха, ответственность за приятие ( ... )

Reply


gignomai September 21 2007, 15:58:45 UTC
Очень интересно. Вообще, то, как нас ведут метафоры, усвоенные полусознательно, а то и без...

Reply

hubris_ipod September 21 2007, 16:24:12 UTC
потому, наверное, и говорят, что не мы пользуемся языком, а язык использует нас?

Reply

gignomai September 22 2007, 07:29:12 UTC
Да. Хотел написать дальше, что с этим можно бороться. Но чуть задумавшись, решил, что можно-то можно, но это слишком грубая стратегия. С языком нужно строить отношения.

Reply

hubris_ipod September 22 2007, 15:50:10 UTC
Да, это точно, нужно строить отношения с языком и строить отношения между языком и - хотел сказать глубинами! - разумеется не глубинами, но пробулькиваниями как реальными так и потенциальными, виртуальными, этих глубин на поверхности, где происходит различение.

Reply


Leave a comment

Up