molibdeno

Nov 08, 2018 02:08




Давно хотелось полазить по настоящим штольням: в угольные Тульской области по настоящему попасть не удалось, а Урал далековато. Поэтому - Кавказ. Тырныаузский горно-обогатительный комбинат находится в Кабардино-Балкарии, в Советское время являлся крупнейшим производителем вольфрамо-молибденового концентрата. Сейчас он готовится к восстановлению, что я думаю, немало облегчило попадание в штольни. Порталы большей частью из них явно были раньше засыпаны, но сейчас доступны даже для въезда на автомобиле.
На территории работают партии геологов, возможно летом уже начнутся какие-то строительные работы и много шансов, что территория перестанет быть такой легкодоступной.




Комбинат раскинулся на довольно большой территории, картинка дает представление о размещении объектов добычи, переработка вся за кадром. На уровне 2000м расположены транспортные штольни с электровозной откаткой и жд станция (не влезло в кадр), на самом верху - на уровне почти 3000м открытый карьер, на правом склоне серия штолен с автомобильным вывозом. Так же использовалась и конвейерная доставка.



Шахтный погрузчик как будто специально поставили с самым лучшим видом на рудник.



Вид на рудник - здесь происходила выгрузка породы из жд составов и отправка на ГОК, так же здесь располагалась промежуточная станция канатной дороги из города, который находится ниже на целых 700м.



Посещение рудника я решил начать с самой дальней штольни, она практический без обделки. Назначение - неизвестно.



В штольне не было тяги, смычки с соседними штольнями заканчивались забутовками, идти по засасывающей сапоги жиже было неудобно, поэтому довольно скоро я решил вернуться на улицу и перейти в следующую штольню.



Это штольня называется "Параллельная", обделка набрызгбетон, но встречаются и другие виды. Построена параллельно "Главной" (отсюда и название), видимо когда та перестала справляться с объемами вывоза. На два узкоколейных жд пути. Идти по шпалам одно удовольствие.



Через некоторое время по сбойке, которая заодно является переходом в жд депо можно попасть в Главную штольню. Она построена уже совсем капитально с обделкой монолитным железобетоном. Шпалы убраны, чтобы не мешали ездить черметчикам на автомобильном транспорте, идти не очень удобно из-за речки по всей ширине лотка с довольно сильным течением. До портала отсюда метров 600.



Так как по шпалам идти все-таки удобнее я вернулся в Параллельную. Скоро набрызгбетон закончился, начались красивые породы. Неустойчивый свод поддерживался обычной шахтной железной крепью, которую почти всю растащили черметчики, поэтому начались завалы.



Очередной завал преградил путь воде, поэтому дальше я идти не мог и пришлось топать обратно до сбойки с Главной.



остатки крепи



Главная выглядит однообразно скучно, не фоткал ее больше. Через примерно километр по съезду удалось вернуться в Параллельную.



От Параллельной есть левые (уже однопутные) ответвления под карьер открытой добычи, откуда породу сбрасывали вниз на погрузку в вагоны.



очередная развилка



собственно рудосброс с погрузкой в вагоны



какое-то жестко заплесневелое ответвление



Параллельная в итоге заканчивается парой поворотов и примыкает к Главной. Видно свет из одного из порталов Главной штольни, до которого отсюда почти 3 километра.



Штольню строили на века! Тяга в этом месте сильно усилилась, кроме того появился шум.



какие-то правые примыкания, куда уже не было сил идти по глине



Наконец был обнаружен источник шума и свежего воздуха. Ствол Капитальный. Несущаяся с огромной высоты вода создавала невероятный шум и огромное количество брызг. В этом месте я вымок практически насквозь и поэтому решил уже выбираться наружу. На обратной дороге нормально фоткать из-за промокшего объектива было нельзя.



Это уже кадр из сквозного туннеля, который ведет с рудника на обогатительную фабрику (снесена полностью), расположенную на другой стороне отрога. Скорее всего здесь был установлен ленточный конвейер.

Следуюший день я решил начать с подъема на верхнюю промплощадку. Здесь на высоте за 2500м была конечная канатной дороги и все что относилось к открытой добыче на карьере.



Вид на открытый рудник с квадрокоптера



Такие виды на свой город открывались рабочим верхней площадки.



Повсюду валяются огромные колеса карьерной техники.



От верхней промплощадки и станции канатной дороги практически ничего не осталось.



Но вернемся же в шахты, которые разбросаны по правому склону горы. Так как они обслуживались автомобильным карьерный транспортом, то имеются существенные отличия от вчерашних шахт. Свод в них выше, а под ногами нет такой удобной для передвижения щебенки и шпал.



Из-за тумана в штольне вам придется наблюдать меня почти в каждом кадре ;)



Использование двигателей внутреннего сгорания требовало организации серьезной вентиляции. Здесь раньше был установлен огромный вентилятор.



какая-то развилка



туннель постоянно петляет, повсюду валяются здоровенные шины



Ручей уходит в дренаж на нижние уровни, здесь же пропадает и туман, который поднимался по вент стволу снизу.



Ответвления ведут в камеры с высокими сводами, тут метров 8, если не больше



Встретилась камера с ремонтной ямой, место осмотра машин, работавших в штольне.



Сколько же было транспорта, если везде столько колес от него!



Опять пошел на шум, который привел меня к стволу. Есть большое подозрение, что это тот же самый ствол Капитальный, из которого на жд уровне течет вода.



Кроме надписей на стенах от оборудования штолен ничего и не осталось.



Кажется охотники за металлом пытались добывать даже сетку арматуру из обделки.



Дальше было решено провести разведку с воздуха. Так выглядит портал штольни уровня выше (+80м).



Один из самый высоких найденных порталов, видно транспорт черметчиков.



А вот и они сами отдыхают ;)



Метров на 100 ниже посещенной штольни находился вентиляционный комплекс рудника. Судя по фото из него тоже есть доступ в систему штолен. Есть подозрение, что он находится на одном уровне с ЖД штольнями и можно было бы выбраться из них здесь, но так как дрон пишет какую-то ерунду вместо абсолютной высоты в exif, то подтверждения теории нет.

abandon, underground

Previous post Next post
Up