Кто ты, Дед Мороз? Или камни, которые делают погоду.

Jan 03, 2016 19:08

В описании "Сибирского царства.." знаменитый Миллер упомянул о камнях производящих погоду у татар (тартар), речь предположительно о 1610 годах




Камни Гиль-ташь или Ииль-Ташь.
Была заметка Виктора Гоношилова, первоисточник куда-то затерялся, но суть в том, что он стал искать остатки этих камней и даже вроде нашел





Вот что он пишет:

"Картина выглядела примерно следующим образом. Идет майским днем русский отряд по сибирской таежной дороге. Солнце, легкий ветерок и гнуса, обычного в этих местах, нет - рано ему еще на крыло становиться. Благодать, одним словом.

И вдруг - завьюжило. Снежная крупа в солдатские лица бьет, ураган шапки с голов срывает. Какой-нибудь старый служивый задумчиво произносит:

- А нет ли здесь злой силы шайтанской супротив русского воинства? В позапрошлом году, помню, аккурат в это же самое время и напротив этой же деревни тоже вёдро вдруг на ненастье переменилось. Запуржило, завьюжило.

В семнадцатом веке, в отличие от сегодняшнего времени, к подобным предположениям люди, облеченные властью, относились уважительно. Офицер без промедления посылал в татарское село роту солдат, чтоб дознание провели. Смотришь, и ведут под конвоем местного шамана. Деревенские-то жители не то чтоб скрывать, напротив, гордятся тем, что их шаман запросто погоду меняет. Погладит он какие-то камни, произнесет заклинания - тут же дождь пойдет или мороз ударит.
    На допросе шаман бесхитростно признается, да, есть у него пять камней. Если гнуса много, не продохнуть, то он с их помощью холод вызывает, если сушь стоит - дождика просит. Откуда он здесь, среди сплошных вековых болот, камни взял? Так они с первых дней образования деревни тут появились. Как молва гласит, три камня с неба упали, четвертый камень из рыбы-карася вышел, а пятый из лося достали.

Допросят русские шамана, учтут его чистосердечное раскаяние вкупе со свежеприготовленной бараниной, которые, как известно, смягчают меру наказания, и отправят домой. Но так благостно происходило не всегда, за ворожбу на дыбу, случалось, мужика отправляли.
Но всегда оставался вопрос: а что с реквизированными камнями делать? Потому и слали запросы в Москву. А в Белокаменной от подобных писем из мест отдаленных не отмахивались. Обязательно ответ давали. Мол, жгите камни до полного изничтожения.

Через какое-то время, вместе с отходом татар от язычества, только воспоминания от иил-таш и остались. Так, по крайней мере, казалось.

А камни в некоторых местах все же сохранились. На севере Омской области. И до сих пор с их помощью прииртышские татары дождики вызывают. Усмехаются про себя, конечно, современные мужики, камешек волшебный дождевой ладонями поглаживая, но пособить в борьбе с засухой все же просят. Просят просто: "Пусть дождь пойдет". Камни-то еще остались, а заклинаний уже никто не помнит.

Автор этой статьи поиску дождевых камней лет пятнадцать своей жизни посвятил. И четыре нашел. Два лежат на кладбищах сел Тюрметяки и Ильчебага Усть-Ишимского района, один приютился в ограде жителя деревни Тайчи Тевризского района, и еще один находится на кладбище села Сеитова Тарского района. Примечательно, что три камня из четырех лежат на кладбищах старинных татарских деревень, которые были известны лет за 300-400 до похода Ермака в Сибирь, и только один, тайчинский, лежит на территории молодого по возрасту села. Тайчам примерно 190 лет."

Т.е. звуковое воздействие на камни дает результат в виде снега, дождя, стужи. Кстати интересно, что не жары и не чистого неба вызывали, а именно ненастья . Наверное какой-то резонанс, раз притягивают в итоге воду. Но тут можно фантазировать много конечно.

Что любопытно, таких камней в Азии пруд пруди, к примеру:

"Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан. Когда Яфис с женой и семейством оставил Суку-с-саманин, чтобы отправиться в восточные и северные страны, которые были ему предназначены, он попросил отца научить его молитве, при помощи которой мог бы вызывать дождь всякий раз, когда это нужно. Нух дал ему камень, способный вызывать дождь, сказав, что произнес над ним Святое Имя (букв. “Великое Имя”), с тем чтобы глупец не мог постигнуть и нарушить его заповеди, или, возможно, он действительно произнес Невысказанное Имя над нимИ в настоящее время у турков много таких камней, которые они называют йедаташ."

Также Махади-Таш, к примеру



Тоже, камень дарующий дождь, если прочесть заклинание.

Или в Кош-Агачском районе Алтая есть Jaдa-Ташь (Дьада таш)- погоду производящий камень.
Кратенькая выдержка об этом камне:

"Одним из общеизвестных у монголоязычных и тюркоязычных народов был обряд воздействия на погоду яда/jада/сата/зада.Человека, проводившего этот обряд, называли заклинателем погоды ядачы/jадачы/задчы. Воспоминания и рассказы об обряде jада сохранились у алтайцев до сих пор.

Магический камень яда (джада), искусственно вызывающий дождь, ненастье, был известен еще древним тюркам . Обряд воздействия на погоду был распространен у калмыков (зада) , монголов (дзада) , у якутов (сата) , алтайцев (jада) и у других народов.

Слово зад/зада у монгольских народов выступает со значением «ненастье, непогода» . В Калмыцко-русском словаре встречаем однокоренные слова: задта - ненастный;задч
 - волшебник, вызывающий дождь ;

При опросе жителей выяснилось, что почти каждый из них слышал о магическом камне, с помощью которого влияют на по-
году. По описанию большинства рассказчиков, камень jада - «сверкающий белый камень», «похожий на стекло» «растет» в тайге: «Jада, наверное, образуется из самой земли. Это белые камни, сверкающие как стекло, называют его jада таш.

Некоторые рассказчики считают, что jадаташ - это «хрусталь», камень, похожий на «хрусталь»: «Это если сказать порусски, похожее на хрусталь. Бывает белоснежного цвета.

В детстве я слышала об этом от отца. Его раньше люди, завернув тканью, прятали в кожаных сумах - кап. Когда, завернув тканью, прячут в кап, при переезде таких аилов идут дожди».

Ботаник, географ, путешественник В. В. Сапожников, побывав в 1898 г. в Горном Алтае, описывает внутренность погребальной
юрты жены кама (шамана), обнаруженной членами экспедиции на берегу реки Чаган-Узун. По описанию исследователя, в юрте
находился ящик, в котором, кроме прочих вещей покойницы, был мешочек с двумя камушками: «В ящике оказалась короткая шуба с погремушками и сплошной длинной бахромой из разноцветных шнурков - костюм для камлания; между шнурками два изображения змей; тут же лежали два головных убора с перьями и мелкими ракушками и маленький кожаный мешочек с двумя камушками (один - кристалл горного хрусталя)» .Очевидно, погребенная женщина при жизни была шаманкой и заклинательницей погоды - jадачы. Камни в мешочке - это камни jада,с помощью которых она воздействовала на погоду. После смерти женщины они были оставлены вместе с другими ее принадлежностями в погребальной юрте. По сообщению рассказчиков, jада таш  хранили в кожаных мешочках, утепляли его, завернув в войлок, чтобы не случилось ненастье"

Целая статья написана про эти камни. И не сказать, что это прямо редкость была. У каждого шамана были такие камни. Ну а кто такие шаманы. В худшем случае - это последователи карго-культа, которые бессмысленно шепчут заклинания, добиваясь механического сходства. Ну а в лучшем случае - люди, которые реально немного представляют историю возникновения тех или иных шаманских (а точнее воздействие на эфир) действий.

Любопытно, что ореол обитания таких камней идет от средней Азии, потом на Восток и затем на север, в сторону Иртыша - главное сильно восточнее гор Урала.

И мы возвращаемся к Деду Морозу, а точнее к его посоху



Непростой дед, шаман отменный - вызывает стужу и снег и пургу. И может это сделать только при помощи посоха и некого заклинания. На посохе кристалл. Т.е. по сути, Дед Мороз - это шаман с далекого востока, который знаком с камнями, которые изменяют погоду. Какого лешего его занесло к нам - наверное все-таки генетическая вещь, карго-культ, тем более, что мы еще взяли из культуры исчезнувшей Тартарии?

Т.е. яркое представление о могуществе людей, которые знали шифр заклинаний и камней, которые были грозным оружием в руках таких людей. И пришло это с востока, а север тут совершенно не при чем. Дед Мороз восточный парень.

И кому пришло в голову первым сделать образ нового года именно в таком дедушке?
Такая вот сказочка.

С НОВЫМ ГОДОМ, ДРУЗЬЯ!!

[Источники]Источники
http://www.drevlit.ru/texts/a/a_allami14.php
http://omsk-turinfo.com/index.php/obshchie/257-iil-tash-meteorologicheskoe-oruzhie-drevnikh-sibiryakov-viktor-gonoshilov
http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-260-9/978-5-88431-260-9_25.pdf
http://rusmystery.ru/maxadi-tash-kamen-daryashhij-dozhd/


размышления, тартария, климат

Previous post Next post
Up