О новых трендах в преподавании этики ведения бизнеса

Aug 20, 2011 18:21


О новых трендах в преподавании этики ведения бизнеса

В бизнес-школе Wharton с осени 2014 г. собираются объединить в единое целое классы по этике и юриспруденции (law), которые в настоящее время преподают раздельно. В итоге получится курс из 12 занятий. Это особенно актуально в свете недавних изменений в американском законодательстве (Dodd-Frank Wall Street Reform и Consumer Protection Act). Юриспруденция и этика тесно переплетены между собой. Во многих случаях юридические правила исходят из этических норм. Недостаток знаний в области юриспруденции или этики мешает студентам понимать суть проблемы. Если вы не знаете законов в США или в Швейцарии, будет сложно детально разобраться в вопросе.

- В связи мировым финансовым кризисом на повестке дня появились такие вопросы, как компенсационные выплаты и бонусы управляющим компаний. Банкирам выплачивали бонусы за заключение сделок, которые были выгодны для компании в момент транзакции, но в долгосрочной перспективе несли финансовые или репутационные риски. Это так называемый pay-for-peril феномен. Профессора Wharton отмечают, что не могут преподавать курс по этике ведения бизнеса после мирового финансового кризиса, не затрагивая феномен pay-for-peril.

- В бизнес-школе Wharton стали больше внимания уделять риск-менеджменту.

- Этические скандалы цикличны по своей природе и случаются примерно раз в пять лет. На смену Энрону, Артур Андерсену, Ворлдкому пришли Бернар Мадофф, Леман Бразерс, AIG, разлив нефти в Мексиканском заливе. В случае с Мадоффом подорвано доверие друг к другу. Как говорит профессор бизнес-школы: «Пройдет еще много времени, пока я начну одалживать деньги человеку, с которым играю вместе в гольф».

- У истоков мирового финансового кризиса стоит поведение, которое нельзя назвать незаконным, но оно было подозрительным с точки зрения этики.


- Глобализация  усложняет вопросы этики ведения бизнеса. Как компаниям работать в странах с другой культурой, религией и т.п.?  Например, в некоторых странах принято платить небольшие суммы денег за то, что товар без проблем пройдет таможню, или платить деньги правительству при участии в тендере. Т.е. в какой степени мы можем сказать поговорку «Если живешь в Риме - живи по римским обычаям»? В качестве примера можно привести работу Google в Китае. Профессора этики уделяют большое внимание важности corporate governance и преподаванию мировых различий в  corporate governance.

- Фокус на постоянном обучении. Раз в семь лет выпускники программы MBA бизнес-школы Wharton смогут участвовать в недельной бесплатной executive education программе. Здесь вот в чем дело. В бизнес-школе студентов учат социальной ответственности бизнеса, но, как правило, через 15-20 лет, когда студенты занимают высокие должности в компаниях и им необходимо принимать сложные решения, трудно бывает вспомнить уроки, полученные в классе. Один студент бизнес-школы однажды написал в письме профессору, что в первые 20 лет карьеры он ничего не может сделать, но когда станет влиятельным человеком, то будет хорошим парнем.

- Хорошее решение, когда на стенах здания, в котором преподают этику, висят плакаты с логотипами компаний, которые прославились своими неэтическими действиями (типа Энрона), но еще лучше, чтобы эти стены пустовали.

При написании поста использованы материалы статьи Steven Kurutz «Ethics Beyond Borders» на сайте www.whartonmagazine.com.

mba, Энрон, учеба в Америке, бизнес-школа, Уортон, этика ведения бизнеса, wharton, этика, тренды

Previous post Next post
Up