О новых трендах в преподавании этики ведения бизнеса
В бизнес-школе Wharton с осени 2014 г. собираются объединить в единое целое классы по этике и юриспруденции (law), которые в настоящее время преподают раздельно. В итоге получится курс из 12 занятий. Это особенно актуально в свете недавних изменений в американском законодательстве (Dodd-Frank Wall Street Reform и Consumer Protection Act). Юриспруденция и этика тесно переплетены между собой. Во многих случаях юридические правила исходят из этических норм. Недостаток знаний в области юриспруденции или этики мешает студентам понимать суть проблемы. Если вы не знаете законов в США или в Швейцарии, будет сложно детально разобраться в вопросе.
- В связи мировым финансовым кризисом на повестке дня появились такие вопросы, как компенсационные выплаты и бонусы управляющим компаний. Банкирам выплачивали бонусы за заключение сделок, которые были выгодны для компании в момент транзакции, но в долгосрочной перспективе несли финансовые или репутационные риски. Это так называемый pay-for-peril феномен. Профессора Wharton отмечают, что не могут преподавать курс по этике ведения бизнеса после мирового финансового кризиса, не затрагивая феномен pay-for-peril.
- В бизнес-школе Wharton стали больше внимания уделять риск-менеджменту.
- Этические скандалы цикличны по своей природе и случаются примерно раз в пять лет. На смену Энрону, Артур Андерсену, Ворлдкому пришли Бернар Мадофф, Леман Бразерс, AIG, разлив нефти в Мексиканском заливе. В случае с Мадоффом подорвано доверие друг к другу. Как говорит профессор бизнес-школы: «Пройдет еще много времени, пока я начну одалживать деньги человеку, с которым играю вместе в гольф».
- У истоков мирового финансового кризиса стоит поведение, которое нельзя назвать незаконным, но оно было подозрительным с точки зрения этики.
- Глобализация усложняет вопросы этики ведения бизнеса. Как компаниям работать в странах с другой культурой, религией и т.п.? Например, в некоторых странах принято платить небольшие суммы денег за то, что товар без проблем пройдет таможню, или платить деньги правительству при участии в тендере. Т.е. в какой степени мы можем сказать поговорку «Если живешь в Риме - живи по римским обычаям»? В качестве примера можно привести работу Google в Китае. Профессора этики уделяют большое внимание важности corporate governance и преподаванию мировых различий в corporate governance.
- Фокус на постоянном обучении. Раз в семь лет выпускники программы MBA бизнес-школы Wharton смогут участвовать в недельной бесплатной executive education программе. Здесь вот в чем дело. В бизнес-школе студентов учат социальной ответственности бизнеса, но, как правило, через 15-20 лет, когда студенты занимают высокие должности в компаниях и им необходимо принимать сложные решения, трудно бывает вспомнить уроки, полученные в классе. Один студент бизнес-школы однажды написал в письме профессору, что в первые 20 лет карьеры он ничего не может сделать, но когда станет влиятельным человеком, то будет хорошим парнем.
- Хорошее решение, когда на стенах здания, в котором преподают этику, висят плакаты с логотипами компаний, которые прославились своими неэтическими действиями (типа Энрона), но еще лучше, чтобы эти стены пустовали.
При написании поста использованы материалы статьи Steven Kurutz «Ethics Beyond Borders» на сайте www.whartonmagazine.com.