8 уроков менеджмента декана Stanford GSB Роберта Джосса
Как известно, с 1-го сентября 2009 г. Stanford GSB возглавит новый декан. На смену Роберту Джоссу, который проработал в этой должности целых 10 лет, придет Гарт Салонер (Garth Saloner).
В статье «Management Values that Count», опубликованной на сайте
www.gsb.stanford.edu, Роберт Джосс делится уроками менеджмента и лидерства, которые ему преподнес еще в 17-ти летнем возрасте дедушка. Хотя все события имели место в середине прошлого века, полученные уроки весьма актуальны и в настоящее время.
Декан Stanford GSB Роберт Джосс (фото с сайта
www.gsb.stanford.edu)
Дедушка Роберта Джосса был молочный фермером. Его ферма находилась в северной части штата Нью-Йорк. Чтобы ферма приносила больше дохода, в начале 20-х годов прошлого века дедушка купил небольшое стадо молочного скота, поскольку в том регионе это было основное занятие местного населения.
Фермеры в том регионе заполняли надоями молока 40-квартовые бочки (кварта = 1.14 литра), которые периодически забирал грузовик для дальнейшей переработки и распределения молочными хозяйствами. Все фермеры работали подобным образом. Все, кроме дедушки Роберта Джосса. Тот решил разливать молоко в бутылки, ставить бутылки в ящики, отвозить их в близлежащий город и там продавать по розничной цене 15 центов за кварту по сравнению с 2 центами, которые платили за молоко, приобретаемое у остальных фермеров.
Роберт Джосс дает первый урок менеджмента - модели ведения бизнеса действительно отличаются друг от друга. Стратегия означает быть лучше, действуя отличным от других способом. Именно так действовал дедушка Роберта Джосса. Он создал и добавил реальную стоимость для покупателей своей продукции, а также нашел способ, как компенсировать эту стоимость.
Второй урок, который преподнес дедушка Роберту Джоссу, заключался в том, как нужно оказывать услуги покупателям. Дедушка не только доставлял молоко до населенного пункта, где жили покупатели, но часто даже прямо до холодильника покупателя. Дедушка знал каждого покупателя по имени, знал, кто он и чем занимается. Дедушка предоставлял кредит, когда покупатель не мог заплатить деньги за молоко. Он расширил продуктовую линию и включил в нее сливки, яйца, домашнюю птицу. Т.е. в данном случае мы видим, что классическое расширение брэнда происходит, когда появляются уникальные дистрибьюторские навыки. Дедушка Роберта Джосса был настоящим предпринимателем и всегда привносил новое в свой бизнес.
Третьим уроком был операционный синергизм. Роберт Джосс вместе с дедушкой перерабатывали коровий и куриный навоз, который использовали в качестве удобрения. Благодаря этому, урожай у дедушки был всегда лучше, чем у других фермеров. При этом дедушка покупал меньше корма для животных, тем самым, сокращая свои издержки.
Четвертый урок заключался в том, что необходимо много работать и соблюдать дисциплину. Коров нужно было доить дважды в день, 365 раз в году. Каждый день приходилось собирать яйца и чистить курятник. Роберт Джосс работал у дедушки почти каждое лето в течение 8 лет. Он рано вставал и ложился стать очень уставшим, доил коров дважды в день, чистил сараи, доставлял молоко по утрам покупателям, собирал сено во второй половине дня.
Пятым уроком была честность (integrity) и этика. Покупатели доверяли дедушке Роберта Джосса, а тот доверял им, порой даже слишком, предоставляя кредиты. Дедушка порой был озабочен тем, что некоторые покупатели задолжали ему слишком большую сумму денег. Тем не менее, он не мог им отказать в молоке для их детей. Дедушка был очень честным и никогда не пользовался преимуществом поставщика продукции. Любой спор он разрешал в пользу покупателя. Дедушка продавал товар, который был нужен покупателям, по справедливой цене.
Шестой урок был связан с движением денежной наличности. Дедушка знал ежедневные поступления от продажи товаров. Роберт Джосс провел с дедушкой много времени, подсчитывая монеты и банкноты, которые они клали на депозит в местный банк. Роберт Джосс сравнивал себя с ходящим кассовым аппаратом.
Седьмой урок заключался в личных качествах. Дедушка Роберта Джосса был очень общительным человеком из народа с высоким социальным и эмоциональным интеллектом. Каждый знал его и тепло приветствовал, и наоборот. Дедушка не был лучшим фермером в городе, но обладал предпринимательскими и личными качествами, которые были только у немногих.
И, последний, восьмой урок. Дедушка был весельчаком по жизни. Всем, находящимся рядом с ним, тоже было весело. Он много работал, но делал это весело. Его радость (веселье) была заразительной.