Пять сил Портера
Оказывается, пять сил Портера (Porter’s 5 forces) можно использовать не только для определения привлекательности той или иной отрасли промышленности, но также и для анализа Гарвардской школы бизнеса с целью нахождения своего спутника жизни.
В газете Гарвардской школы бизнеса «Harbus» (
www.harbus.org) в этом году появился цикл статей студентки этой топовой бизнес-школы Канейши Грэйсон (Kaneisha Grayson). В них она делится забавными и полезными советами как познакомиться лицам противоположного пола. Статьи доступны также на сайте Канейши Грэйсон
http://kaneisha.com/.
В одной из статей Канейша, используя пять сил Портера, провела анализ Гарвардской школы бизнеса. В ее задачу входило определить, насколько мужчины Гарвардской школы бизнеса привлекательны для женщин этой бизнес-школы в качестве спутника жизни. Канейша Грэйсон характеризует девушек Гарвардской школы бизнеса как красивых, амбициозных, независимых и добившихся значительных успехов в жизни. На основе проведенного анализа Канейша сделала вывод, что Гарвардская школа бизнеса не привлекательна для женщин, которые ищут свою вторую половинку среди мужчин, но ситуация не настолько уж безвыходная, а также дала ряд рекомендаций.
Для сведения, анализ пяти сил Портера - это схематичная структура для отраслевого анализа и стратегии делового развития, созданная Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса в 1979 г. В начале 2008 г. появилась его новая обновленная статья «The Five Competitive Forces That Shape Strategy». Читайте здесь
http://hbr.harvardbusiness.org/2008/01/the-five-competitive-forces-that-shape-strategy/ar/1 Пять сил Портера включают в себя:
- Угроза появления продуктов-заменителей
Наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может увеличиться вследствие повышения цены.
- Угроза появления новых игроков
Рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции.
- Рыночная власть поставщиков
Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Поставщики могут отказаться работать с компанией или, например, установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.
- Рыночная власть потребителей
Способность потребителей влиять на компанию, а также реакция чувствительности потребителя на изменение цены.
- Уровень конкурентной борьбы
Для большинства отраслей, это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге и т.д.
Забавно, что студенты Гарвардской школы бизнеса помнят, что такое пять сил Портера. На днях на сайте youtube смотрел новое видео, в котором известный по бизнес-клятве «MBA Oath» студент Макс Андерсон интервьюировал выпускников этой бизнес-школы. Одним из вопросов был вопрос о 4P (т.е. price, product, place, promotion). Интересно, что далеко не все смогли на него ответить, но зато все с легкостью назвали мужа Бритни Спирс.
Пост подготовлен по материалам статьи студентки Гарвардской школы бизнеса Канейши Грэйсон «THE DATING WRITE-UP: Best Practices For Finding Love in B-School» в газете Гарвардской школы бизнеса «Harbus» и Википедии.