Бизнес-симуляторы Everest, Benihana, Root Beer Game. Часть 4.

Jul 17, 2009 13:52



Бизнес-симуляторы Everest, Benihana, Root Beer Game. Часть 4.

Бизнес-симулятор «Root Beer Game»

Бизнес-симулятор «Root Beer Game» (http://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu/b01/en/common/item_detail.jhtml?id=3101&_requestid=28711) основан на классической игре «Beer Game» разработанной в MIT Sloan School of Management еще в 60-х годах прошлого века для демонстрации ряда ключевых принципов управления цепочками поставок.

Бизнес-симулятор показывает, каким образом в цепочке поставок появляются колебания и каким образом изменчивость (variability) увеличивается по мере того, как товар перемещается по цепочке - т.е. мы сталкиваемся с динамикой, известной как «эффект хлыста» (bullwhip effect).


Откуда же появился этот термин? Однажды специалисты компании Procter & Gamble задались вопросом, почему так сильно скачет размер получаемых компанией заказов на один из самых продаваемых товаров - детские подгузники. Ведь их потребление конечным клиентом, то есть младенцем, равномерно и постоянно. Последовательно изучив статистику продаж и заказов, менеджеры компании обнаружили, что колебания объема заказов растут по мере продвижения вверх по цепочке поставок. Это явление было названо «эффектом хлыста». Эффект этот представляет собой ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников цепочки поставок.

Была выдвинута гипотеза, что данный эффект обусловлен иррациональным принятием решений о пополнении и формировании запасов. То есть, сталкиваясь с резким всплеском входящих заказов, менеджеры склонны перестраховываться и в свою очередь размещать такой заказ, чтобы он позволил удовлетворить повышенный спрос с некоторым запасом. Когда же такой завышенный заказ прибывает (естественно, спустя некоторое время), всплеск интереса к товару, как правило, уже уступает место спаду, и на складе образуется избыток товара. Следовательно, следующий заказ будет либо отложен до расходования запаса, либо ощутимо сокращен в объеме. Поставщик товара, получая такие неравномерные заказы, в свою очередь, строит прогнозы с еще большим разбросом значений и озадачивает своего поставщика компонентов еще большими скачками.

Причины возникновения «эффекта хлыста»:

- ошибки в прогнозировании спроса

- создание дополнительных страховых запасов

- произвольное увеличение размеров партий поставок

- колебания цен

- запаздывания в получении необходимой информации о потребностях

- отклонения от сроков и объемов производства и поставок.

В Beer Game играют уже более полувека тысячи людей по всему миру, от студентов топовых бизнес-школ до руководителей крупнейших корпораций.

Существует много онлайн версий данной игры, в том числе и бесплатных, но во многих из них есть ряд серьезных ограничений. Например, во многие их них может играть только один человек, а именно это и ограничивает настоящую ценность Beer Game. Другие же версии игры требуют инсталляции на компьютер пользователя или же они слишком сложные по содержанию. У многих игр плохая графика и т.п.

Гарвардский бизнес-симулятор «Root Beer Game», о котором пойдет речь в этом посте, моделирует цепочку поставок пива американской пивной компании Samuels Root Beer. В этой цепочке поставок четыре ключевых звена: завод, дистрибьютор, оптовый торговец, розничный торговец.

Цепочка поставок Samuels Root Beer выглядит следующим образом. Пиво производится на заводе, который расположен в нескольких милях от штаб-квартиры компании в Питтсбурге, штат Пенсильвания. По железной дороге пиво направляется в дистрибьюторские центры в Окленде, Чикаго и Балтиморе. Там пиво разливают в бутылки и упаковывают в ящики. Из этих центров пиво направляется в адрес 10 оптовых торговцев в США. Затем ящики с пивом на грузовых автомобилях направляются в адрес 10000 розничных торговцев.

Завод проводит мониторинг недельных заказов дистрибьютора и принимает решение о том, сколько пива производить. Дистрибьютор проводит мониторинг недельных заказов оптового торговца и принимает решение о том, сколько пива заказывать на заводе. Оптовый торговец проводит мониторинг недельных заказов розничного торговца и принимает решение о том, сколько ящиков пива заказывать у дистрибьютора. И так далее вверх по цепочке.

Главная цель бизнес-симулятора «Root Beer Game» заключается в том, чтобы:

1) проиллюстрировать основные факторы, которые способствуют «эффекту хлыста» в цепочке поставок: прогнозирование спроса и техники стандартного прогнозирования, влияние сроков реализации товара на цепочку поставок, каким образом централизованная информация уменьшает «эффект хлыста» и т.д.

2) изучить технику контролирования «эффекта хлыста»: снижение неопределенности, т.е. предоставление централизованной информации о спросе на товар, снижение изменчивости, уменьшение сроков реализации товара, установление стратегического партнерства.

3) затронуть элементы эффективного прогнозирования.

Бизнес-симулятор длится около 40 раундов (недель). Каждую неделю нужно проводить мониторинг состояния складских запасов, спроса на товар и других данных о цепочке поставок и принимать решение, сколько ящиков пива заказать у своего прямого поставщика. На каждом этапе продвижения продукции, у игроков возникают проблемы с обработкой заказов и задержкой поставок.

Цель игры - свести к минимуму общие издержки в цепочке поставок, поддерживать складские запасы на низком уровне, но не слишком низком, чтобы избегать невыполненных заказов на товар (backlogs).

Каждый участник цепочки поставок платит 50 американских центов за ящик пива, который хранится у него на складе. С другой стороны, если поступает заказ на пиво, а данный участник цепочки поставок не может его выполнить вследствие низкого уровня собственных складских запасов, подобные невыполненные заказы обходятся ему в два раза дороже - один доллар США за ящик.

Введя имя пользователя и пароль, вы окажетесь в разделе «Prepare» (подготовка). Здесь вы сможете прочитать всю необходимую информацию о цепочке поставок, о том, как играть, о порученной вам роли, просмотреть видео. Вы не знаете, кто другие звенья в цепочке поставок, а единственная коммуникация с ними - это заказы и поставка пива. В игру можно играть и одному. В таком случае вы получаете роль розничного торговца, а компьютер играет три остальные роли. Когда вы почувствуете, что подготовились к игре, зайдите в раздел «Analyze» (анализ). Dashboard (главная панель)  - сердце бизнес-симулятора «Root Beer Game» и раздела «Analyze». В центре экрана представлена статистическая информация о состоянии ваших складских запасов и backlog. В независимости от того, кем вы являетесь в цепочке поставок, вы видите только двух ее участников. Например, розничный торговец видит только оптового торговца (слева от него) и потребителей (справа от него).

Для начала игры вам нужно решить, сколько ящиков пива заказать у поставщика на этой неделе. Вы будете сталкиваться с задержками поставок и рядом других проблем. Например, если вы сталкиваетесь с двухнедельной задержкой заказа и поставки продукции, то всего потребуется 4 недели с момента заказа продукции до момента ее поставки. Все участники начинают игру в раунде 3. Когда вы решили, сколько пива вам необходимо, вы вводите цифру и нажимаете на кнопку Enter Order. Только после того, как каждый игрок размещает заказ, игра переходит в следующий раунд (неделю). Вы можете одновременно видеть анимацию, как перемещаются товары в цепочке поставок. Анимация объясняет потоки товара за данную неделю. В первые три раунда игры не ведется учет времени. К 6-му раунду (неделе) включается таймер и раунды становятся все короче.

Существует демо-версия бизнес-симулятора «Root Beer Game». Чтобы оказаться в роли одного из 4-х участников игры, нужно зайти на страницу http://forio.com/simulation/harvard-root-beer-game-demo/ и ввести на выбор следующее имя пользователя и пароль (одно из четырех на выбор, имя пользователя и пароль совпадают):

retailer/retailer

wholesaler/wholesaler

distributor/distributor

factory/factory

Пост подготовлен по материалам сайта forio.com, статьи Татьяны Мещанкиной, менеджера по логистике ЗАО "Химэксперт" об эффекте хлыста, блога http://saulnier.typepad.com/, Википедии, MIT Sloan School of Management, Гарвардской школы бизнеса.

beer game., harvard, пиво, forio, mba, Википедия, Гарвардская школа бизнеса, root beer game, бизнес-симулятор, hbs

Previous post Next post
Up