Рациональное и эмоциональное принятие решений. Объясняет профессор Stanford GSB Баба Шив

Oct 24, 2024 16:02

В современной жизни люди часто полагаются на аналитической мышление и данные, но что случится, если мы посмотрим на мир как художник (artist)? Можем ли мы использовать наши эмоции, инстинкты чтобы принимать значимые решения, и не полагаться только на рациональный мозг? Профессор маркетинга Стэнфордской высшей школы бизнеса Баба Шив (Baba Shiv) утверждает, что «если мы хотим принимать лучшие решения, нужно думать в большей степени, как художник».

Профессор на протяжении своей карьеры занимается изучением вопроса, как части мозга, отвечающие за эмоции и мотивацию, влияют на выбор, который мы делаем.

Рациональное, аналитическое мышление часто рассматривается как золотой стандарт в процессе принятия решений. Но решения, принимаемые на холодную голову, - не единственный вариант. Хорошее решение основывается на рассуждениях или на эмоциях? Изучая, как люди принимают те или иные решения, профессор открыл ряд моментов, которые ставят под сомнение превалирующие идеи о рациональности и рассуждениях. Оказывается, мы также можем использовать наши эмоции и инстинкты для принятия значимых решений вместо того, чтобы полагаться только на рациональный мозг. По данным профессора маркетинга рациональное принятие решений мы используем в 5-10 % случаев. Соответственно, 90-95 % решений принимается человеком под воздействием эмоций.

Баба Шив продемонстрировал это в исследовании, в котором люди пили вино, и при этом отслеживались мозговые процессы, как испытуемые различали разные напитки. В частности, людям нужно было попробовать 5 разных вин Каберне-Совиньон без указания брендов, каждое из которых определялось стоимостью. В действительности же использовали только 3 вина, а два оставшихся наливали дважды. Каждое вино имело фейковую стоимость от 5 до 90 USD. Говоря простыми словами, вино было одно и тоже, а его стоимость постоянно менялась. По мере того, как участники эксперимента пробовали каждое вино, профессор мониторил их мозговую активность. Самая интрига в том, люди клялись, что чем дороже вино, тем оно вкуснее. Результаты исследования показали, что область человеческого мозга, отвечающая за удовольствие, больше активируется, когда мозг считает, что пробуется дорогое вино, чем когда пробуется дешевое вино, даже если испытуемые пили одно и тоже вино.

Кроме помощи в принятии решений, эмоции играют важную роль и помогают нам придерживаться выбора, который мы делаем. Чтобы двигаться вперед с решением нужна «уверенность в решении». Это убеждение, что наш выбор правильный. Если после принятия решения вас начнут одолевать сомнения, существует большая вероятность, что вы слишком рано сдадитесь, и не будете настаивать на ходе действий, который приняли. Вам же нужно после принятия решения быть абсолютно уверенным.

Эмоции оказывают глубокое влияние на процесс принятия решений. Все это происходит на подсознательном уровне. Мы не знаем, что эти эмоции глубоко влияют на наши решения, но большинство людей чувствует это интуитивно.

В бизнесе люди опираются на рациональное мышление, но профессор Баба Шив призывает применять наши инстинкты и интуицию.

эмоции, decision making, исследование, бизнес-школа, Стэнфорд, baba shiv, Баба Шив, принятие решений

Previous post Next post
Up