Илья Стребулаев из Стэнфорда о мышлении венчурных капиталистов

Feb 04, 2024 08:10

Профессор финансов Стэнфордской высшей школы бизнеса Илья Стребулаев уже много лет занимается изучением индустрии венчурных капиталистов. Оказывается, у венчурных инвесторов существует особенный «способ мышления» при инвестировании в рисковые быстрорастущие стартапы.

Профессор считает, что венчурные инвесторы оказывают большое влияние на нашу повседневную жизнь. Венчурные капиталисты - это люди, которые инвестируют в небольшие рисковые и быстрорастущие стартапы, а также часто в компании, которые стараются изменить наш мир. Вспомните Google, Microsoft, Zoom. Во многие другие технологические гиганты венчурные капиталисты также вкладывали деньги, когда те еще были очень маленькими компаниями. Проведенное Ильей Стребулаевым исследование показывает, что с 70-х годов прошлого века венчурные капиталисты инвестировали в 1/3 всех крупных публично торгуемых компаний в США.

Как же эти влиятельные люди выбирают, в какие идеи вкладывать деньги? Даже многие основатели компаний, которые ищут деньги на развитие бизнеса, не понимают мышление венчурных капиталистов. Самый важный этап - выбор сделки (deal selection). Это такой этап, когда венчурные капиталисты уже определили стартап, который их интересует, но еще не решили, инвестировать в него или нет. В ходе этапа выбора сделки венчурные инвесторы подсчитывают потенциальные капиталовложения при помощи «воронки сделки» (deal funnel). В среднем, сотня стартапов проходит через «воронку сделки» и только один из них выходит, т.е. венчурные капиталисты инвестируют в один стартап из 100, которые рассматривают, как объект для капиталовложений.

Первая часть воронки - это когда венчурные капиталисты оценивают бизнес-модель и идею стартапа. Часто венчурные капиталисты говорят, что рынок очень маленький, и поэтому у них нет интереса инвестировать в компанию. Если стартап проходит этот этап, тогда венчурные капиталисты обычно встречаются с командой основателей, чтобы оценить их. Часто венчурные капиталисты могут сказать, что бизнес интересный, но команда основателей их не впечатлила. На следующем этапе остается совсем немного компаний, прошедших сито предварительного отбора, и венчурные капиталисты представляют стартап своим партнерам, и уже партнеры решают, следует ли проводить очень тщательную проверку (due diligence) этих оставшихся стартапов. В среднем, полный процесс занимает около 3-х месяцев. Среднестатистическая венчурная компания изучает около 400 спартапов в год, и инвестирует только в четыре. Подобный жесткий отбор дает свои результаты, и на свет появляются такие компании, как Zoom.

Как же бизнес-идея может пройти через «воронку сделки»? Чтобы минимизировать риск, венчурные капиталисты концентрируются на «наезднике», а не на «лошади». «Наездник» - основатели и ранняя управленческая команда компании. Другими словами, человеческий элемент, человеческий капитал. «Лошадь» - все остальное: продукт, бизнес-модель, рыночная технология.

Большинство венчурных капиталистов не станет вкладывать деньги, пока у них не будет полного доверия к ранней управленческой команде и уверенности, что та способна реализовать идею. Даже с лучшей лошадью, но без хорошего наездника гонку не выиграть.

По мнению профессора финансов стоит отметить, что мышление венчурных капиталистов сильно отличается от мышления других финансовых инвесторов. Они рассматривают с самого начала гораздо больше вариантов. У других инвесторов «воронка сделки» не такая широкая, как у венчурных капиталистов. Также венчурные капиталисты более склонны к риску, и к совместному инвестированию с другими венчурными капиталистами. Из-за этих различий у венчурных капиталистов существуют собственные финансовые стратегии, поскольку стандартные финансовые модели, которым обучают, например, на программе MBA в бизнес-школе в Стэнфорде, сложно применить к компаниям на раннем этапе финансирования.

Такие показатели деятельности компании, как NPV (net present value) или DCF (discounted cash flow) мало применимы в данном случае, поскольку вы не можете предсказать будущие денежные потоки какой-либо идеи или спрогнозировать доходы без надежных данных, а эти самые данные по деятельности стартапа еще не существуют.

Если вы не инвестируете миллионы в стартапы, то как это все может вас касаться? Мы может извлечь выгоду, если будем думать, как венчурные инвесторы. Люди стремятся избегать риска, и когда вы инвестируете, это может быть неплохая идея. Но когда вы пытаетесь сделать что-нибудь новое в личной жизни или на работе, полезно желание потерпеть неудачу и остаться гибким. Именно в этом заключается мышление венчурных капиталистов. Венчурные капиталисты могут многому нам научить, как делать исследования до процесса принятия решения, экспериментировать и быть объективными.

vc, стартап, Стэнфорд, Илья Стребулаев, мышление, венчурные капиталисты, воронка сделки

Previous post Next post
Up