О КОНФЕТАХ M&M’s и СТАТИСТИКЕ

Sep 20, 2008 08:11

О КОНФЕТАХ M&M’s и СТАТИСТИКЕ

В данном посте я расскажу Вам о занятии по статистике в бизнес-школе  The Fuqua School of Business, на котором профессор объяснял сложные вопросы на примере шоколадных конфет M&M's. Затем речь пойдет о самом предмете «статистика», информационных ресурсах по ней и программе Excel. В конце я сделаю выводы.

В своем посте от 15 сентября 2008 г. блоггер Elgo, который в настоящее время учится в The Fuqua School of Business (http://elgo.livejournal.com), рассказал об одном из занятий по статистике, на котором профессор объяснял вопросы распределения вероятности, нормального распределения, выборки на примере шоколадных конфет M&M's.


«Профессор достает из кармана пакет с шоколадными конфетами M&M's, кладет их на проектор, чтобы все видели, и просит оценить, сколько в этом пакете красных конфет. Студенты начали предлагать варианты. Но понятно, что пока не откроешь пакет, не поймешь. Затем он дает этот пакетик девушке на первой парте, просит открыть и сосчитать количество красных конфет. Посчитали. Можем ли мы теперь, спрашивает профессор и достает второй пакетик, оценить, сколько красных конфеток во втором пакете и насколько точна будет наша оценка? Понятно, что одного открытого пакетика не достаточно, поэтому профессор бросает пакетик еще одному студенту и просит открыть и сосчитать. Так повторяется до 4-го пакетика. Потом профессор спрашивает, сколько надо провести таких «вскрытий», чтобы оценка была более-менее достоверной. Те, кто поумней, начинают всякие умные вещи говорить, про выборку и т.д. Профессор спрашивает, как изменится оценка, если вместо вскрытых 4-х пакетов у студентов будет 65 (количество человек в секции). Все говорят, что оценка будет точней. Профессор достает из-под стола целый блок пакетиков M&M's, вскрывает его и раздает всем по упаковке с просьбой подсчитать красные конфеты и потом съесть. После этого открывает Excel, заносит туда подсчеты и с этого момента начинается объяснение выборки, распределений и прочих сложных материй. Вот так на простом и всем понятном примере профессор начинает не самую легкую тему в статистике».

Ради интереса я купил на днях 3 пакетика конфет M&M’s по 50 г. каждый. В первом было 23 конфеты, из них 6 красных, во втором 21 конфета и 5 красных, в 3-м 22 конфеты и 5 красных, соответственно. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь взвешивал пакетики? Действительно ли каждый их них весит 50 г.? Здесь вспомнил пример того, как недавно в одной из белорусских газет решили проверить, действительно ли в рулоне туалетной бумаге белорусского товаропроизводителя столько метров, сколько указано на упаковке. В результате оказалось, что в том рулоне бумаги было немного меньше. Вот так: затраты на производство снижены, а цена в магазине одинаковая.

Теперь поговорим о самом предмете. Статистика - это наука, которая занимается сбором, классификацией, анализом и интерпретацией информации или данных. Когда говорят о статистике, в бизнес-школах чаще употребляют термин Quantitative analysis, который  затрагивает такие вопросы, как работа с данными, составление выборки и проведение оценки, построение гипотезы, основы регрессии, вероятности, анализ принятия решения.

Если кого интересует, на сайте Stern School of Business (Нью-Йорк) есть в свободном доступе курс лекций профессора Juran по статистике (Statistics and Data Analysis) http://pages.stern.nyu.edu/~djuran/1305dl.htm Лекции содержат конспекты, практические задачи и варианты их решения, финальный экзамен и ответы на него. Всего более 65 файлов.

Также я хочу рассказать о мультимедийном он-лайн курсе Гарвардской школы бизнеса «Quantitative analysis. An Introductory Online Course», который предназначен для введения в область статистического анализа. Его студенты должны изучить еще до начала учебы во время pre-MBA. Студенты постигают азы статистики в контексте менеджмента - в качестве консультанта курортного отеля на Гавайях.  Код продукта в Harvard Business School Publishing - 604702. Курс содержит более 2300 страниц и на его изучение потребуется 20-25 часов. Он также включает в себя упражнения с ответами на вопросы и объяснениями. Кроме этого есть три теста: вводный, который помогает определить слабые места и выявить базовый уровень подготовки студента, а также два теста, которые выполняются после прохождения курса для определения того уровня, который достиг студент.

Можно отметить, что статистика и программа Excel - вещи практически неразделимые. Поэтому важно детально изучить данную программу. В особенности - средства статистического анализа в Excel. В программу входит набор средств анализа данных. Их анализ производится с помощью статистических или инженерных функций. В состав пакета входит дисперсионный, корреляционный, ковариационный анализ, описательная статистика, анализ Фурье, гистограмма, генерация случайных чисел, ранг и перцентиль, регрессия, выборка, T-тест, Z-тест и др. Следовательно, Excel позволяет сделать выборку, вычислить среднее значение чисел, найти медиану, моду, разницу, стандартное отклонение, регрессию, сделать анализ тренда и др. В версии Excel 2007 и предыдущих  версиях есть подробная справка по всем функциям.

Кроме этого, кого интересует, здесь находятся в свободном доступе лекции и практические задания The Fuqua School of Business по Excel  http://www.fuqua.duke.edu/mba/executive/academics/prep/intro.html и далее Computer Skills Requirements.

Итак, я рассказал о занятии по статистике и шоколадных конфетах M&M's, о самом предмете «статистика», информационных ресурсах по данной теме, возможностях программы Excel.

Какие выводы можно сделать после прочтения данного поста?

1.      Самые сложные задачи можно объяснить на примере простых примеров из реальной жизни.

2.      Программа Excel представляет полный набор инструментов для проведения статистического анализа данных.

3.      Овладение навыками статистического анализа позволяет лучше понять происходящие бизнес-процессы и принять взвешенное решение.

Статистика, quantitative analysis, stern school of business, Гарвардская школа бизнеса, excel, fuqua school of business, pre-mba, M&M’

Previous post Next post
Up