В ходе прошедшей онлайн-конференции SAP NOW ONLINE 2020 задал руководителю лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрею Курпатову вопрос, как он защищает свой мозг от когнитивного упадка. Немного предыстории. Год назад весной 2019 г. я первым в русскоязычном сегменте Интернета опубликовал
пост, созданный на основе трудов известного во всем мире нейробиолога MIT Тара Сварт о 3-х способах защиты мозга от когнитивного упадка. Как оказалось, тема очень интересует аудиторию - через неделю после меня этот же материал опубликовали на крупнейшем российском сайте и у него было сотни тысяч просмотров!
Если вкратце, суть в следующем. С годами в человеческом мозге накапливаются токсины, связанные с процессом старения и когнитивным упадком. Многие факторы, как стресс, алкоголь, недосыпание лишь ускоряют процесс. Есть такой термин «нейропластичность». Эта функция позволяет мозгу меняться и развиваться со временем. У нейропластичности есть 3 механизма: синаптическая связь, миелинизация и нейрогенез. Ключ к успешному замедлению старения - улучшение нейрогенеза, т.е. зарождение новых нейронов. У взрослых данный тип нейропластичной деятельности происходит в гиппокампе - части мозга, отвечающей за память человека. Чем больше мы узнаем новых вещей, видов деятельности, людей, мест, эмоций, тем больше это способствует нейрогенезу. Чтобы замедлить старение при помощи активации нейрогенеза в мозге нужно делать физические упражнения (бег, ходьба и т.п.), социально взаимодействовать с другими людьми, изменить привычки в еде (ограничение в калориях, голодание, прием пищи в определенное время, снижение потребления сахара и т.п.), высыпаться (в мозге действует глимфатическая система для удаления вредных веществ и сон помогает избавиться от накопившихся в течение дня токсинов).
Так вот, Андрей Курпатов руководит лабораторией нейронаук Сбербанка, приезжал в Минск на крупнейшую бизнес-конференцию, в ходе которой рассказывал многотысячной аудитории о работе человеческого мозга. Поэтому, было интересно понять уровень знаний и компетентности Андрея в области нейронаук и сравнить его с уровнем знаний и компетентности преподавателей топовых бизнес-школ мира, а также сравнить умение объяснять сложные вещи понятным языком.
Вот что ответил Андрей на мой вопрос, который ему озвучила модератор конференции и ведущая телеканала РБК Элина Тихонова: «Действительно, мы сейчас находимся у меня даже есть такой термин (…неразборчиво), где рассказываю о том, как работает наше мышление. Я описываю феномен так называемой информационной псевдодебильности. Действительно, когда мы находимся в состоянии постоянного потребления контента, у нас включена нейронная сеть. Вообще есть 3 базовые нейронные сети мозга, которые отвечают за разные режимы работы. У нас включена центральная исполнительская сеть при потреблении информации, которая не отвечает за мышление. За мышление отвечает так называемая дефолт-система мозга, которая включается в том момент, когда вы отвлекаетесь от потребления информации, когда вы отвлекаетесь от какой-то деятельности прямо здесь и сейчас с концентрацией внимания. Как раз в состоянии блуждания вы отпускаете как бы свой мозг, но он сам пересчитывает внутри вот эту интеллектуальную деятельность. Поэтому, я все время говорю про необходимость перерывов, перезагрузок, пауз в потреблении контента. Самый эффективный способ сохранять свою интеллектуальную функцию - это давать мозгу время самому поварить ту информацию, которую в него загрузили, а не грузить в нее постоянно. В противном случае это как в знаменитом советском мультфильме про золотую антилопу в общем придется закричать «Довольно!». Поэтому, первое, это наличие всех перерывов. Второе, это очень важно сейчас социальность, это взаимодействие с другими людьми в командной работе. Чем больше у нас развивается социальное взаимодействие, тем эффективнее наша интеллектуальная деятельность, и у нас есть такой внутренний стимул к интеллектуальной деятельности. Третий аспект - это создание сложных интеллектуальных объектов. Сейчас, к сожалению, все тяготеют к тому, чтобы все максимально упростить, превратить дважды два и согласно такому алгоритму действовать.
Мне кажется, ситуация с коронавирусом заставит мир подумать, насколько мы стали жить на автоматизме, насколько мы стали слабо прогнозировать события, слабо понимать, что необходимо на самом деле, и насколько мы мало работаем, чтобы обезопасить себя. По сути, какой-то достаточно примитивный вирус, ничего в нем сверх естественного нет. Он способен просто парализовать полмира, обвалить экономику…Это свидетельствует о том, насколько мы стали плоско воспринимать все происходящее, насколько мы успокоились. И как Талеб со своим «Черным лебедем» он приводит пример, что индейка в самой своей лучшей форме довольна жизнью как раз перед Днем Благодарения. Поэтому, мы сейчас эта индейка, которая если не начнет думать, то превратится, я прошу прощения, просто в существо на заклание этой очень сложной цивилизации, которую мы с вами и создали».
Что в итоге. Я слушал несколько выступлений Андрея Курпатова, в том числе его выступление на бизнес-завтраке Сбербанка в Давосе в начале 2020 г., и мой главный вывод - Андрей просто не умеет объяснять сложную тему нейронаук понятным, доходчивым и структурированным для слушателей языком, а его знания в этой области сильно отличаются от знаний преподавателей лучших учебных заведений мира - MIT, Wharton, Стэнфорда и Гарварда, о которых я не раз писал, и основаны на данных исследователей и исследований второго плана.