Белоруска Елизавета Трахалина окончила магистратуру в Оксфорде и в интервью рассказала, чем обучение в данном университете отличается от того, чему девушку учили на факультете международных отношений БГУ.
«В Оксфорде нет привычных лекций, когда ты сидишь на последнем ряду и записываешь (или нет) то, что говорит преподаватель. Большая часть лекций - это разговор с преподавателем, во время которого ты можешь показать знание материала, который нужно было прочесть к занятию.
После четырех таких лекций - тьюториал. Мы пишем эссе на 2000 слов на определенную тему и за день до назначенной даты отправляем его преподавателю. А после по три человека из группы приходим к преподавателю домой, где все вместе обсуждаем эту тему. И вот это лично для меня было самое лучшее в учебе в Оксфорде, так как во время тьюториалов я получала больше всего знаний.
Однако мы не только много разговаривали с преподавателями, но и спорили. Ведь, когда ты начинаешь разбираться в какой-то проблеме, у тебя должно сформироваться свое мнение о ней. И ты должен уметь его отстоять и доказать, что оно верное. Даже если преподаватель с тобой не согласен, он не снизит тебе оценку.
В Оксфорде студентов заставляют думать, а не заучивать или пересказывать мысли других людей. Если в Оксфорде ты напишешь эссе, в котором чуть ли не дословно расскажешь те тысячи страниц, которые были заданы для чтения, то не получишь даже проходной оценки - 50%. Там тебя учат именно думать, формировать свое мнение и уметь его отстаивать, чего нам и не хватает.
Недавно я встречалась со студентами на ФМО и пыталась их разговорить, задавая различные вопросы на «подумать». Их первая реакция - опустить глаза в книгу и искать ответ в ней, притом что вопросы были на логику. И это, как мне кажется, большая проблема белорусского образования.
Даже вопросы на экзаменах у нас сформулированы так, что мы должны рассказать факты, а не выразить свое мнение. Например: «Что такое источники международного права?» И ты начинаешь их перечислять. В Оксфорде будет другая подача: «Является ли одностороннее обещание одного государства другому источником международного права? Обсудите».
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно привести доводы за и против, привести примеры и поставить под сомнение решения международных судов и трибуналов. А для юриста-международника это невероятно важно.
В Беларуси обучение направлено в основном на то, что ты просто должен знать содержание той или иной статьи закона. Не задаются правильные вопросы и не даются правильные ответы».