Онлайн-курсы EPAM и онлайн-курсы в Гарварде, Стэнфорде, MIT: основные отличия и что можно улучшить

May 25, 2019 07:14

Несколько дней назад на сайте vc.ru опубликовали мою статью «Возможно, так будет выглядеть большинство учебных аудиторий будущего» о технологиях онлайн-обучения в Гарварде, Стэнфорде, MIT, Оксфорде. У статьи на данный момент более 5.600 просмотров, десятки репостов в соцсетях. Но сейчас не об этом, а о материале на сайте девбай, в котором сотрудник компании EPAM Виталий Шульга рассказывает о запуске онлайн-курсов по тестированию. Подход EPAM к организации подобных онлайн-курсов мне показался устаревшим по ряду причин:

Онлайн-курсы EPAM бесплатные

По данным Гарвардской школы бизнеса completion rate большинства онлайн-курсов в мире составляет всего 10 %. Одна из причин, почему так мало людей доводят обучение до конца, как раз в том, что курсы бесплатные и это ни к чему не обязывает. Свои онлайн-курсы, например, Гарвардская школа бизнеса сделала платными и их заканчивают более 83 % людей! По данным из статьи на девбай на епамовских курсах «только 25% зарегистрировавшихся в активном состоянии».

Одностороннее обучение, когда только слушаешь «говорящую голову»

Насколько я понял, информация до слушателей на епамовских онлайн-курсах доводится как на youtube - слушаешь «говорящую голову» и вникаешь в материал. Это в корне неверно и является одной из причин, почему онлайн-образование в мире не взлетает. Как я писал в своей статье, общение ни в коем случае не должно быть односторонним (пример - виртуальная учебная аудитория будущего Live в Гарвардской школе бизнеса). В статье на девбай упоминается возможность на епамовских курсах взаимодействия с другими студентами и индивидуальные консультации с менторами через чат, но это совсем упрощенный стандартный уровень технологий. Подробнее о том, как организовать такое общение, читайте в моей статье.

Платформа edX не в тренде

В статье на девбай автор упоминает, что при создании епамовских онлайн-курсов изучили опыт платформы edX, основанной специалистами MIT и Гарварда. Эта платформа может и была популярна несколько лет назад, но уже не в тренде. В тренде сейчас - платформа Harvard Business School Online и виртуальная аудитория будущего Live, поскольку при их создании изначально учитывались моменты, которые мешали развитию онлайн-образования.

«Правило 3-х минут»

В статье на девбай автор упоминает, что в компании EPAM провели исследование и по данным MIT длительность видеоролика не должна  превышать 7 минут. В своей статье я писал, что в Гарвардской школе бизнеса провели ряд исследований и теперь при создании онлайн-курсов используют «правило 3-х минут». Это значит, на платформе нужно что-то делать каждые 3 минуты, видеоролик длится не более 3 минут, текст такой длины, чтобы можно было прочитать за 3 минуты и т.п. Все это способствует тому, что онлайн-курсы бизнес-школы в итоге заканчивают не 10 %, как в среднем в мире, а 83%.

Где голограммы, система распознавания эмоций и другие технологии?

Наличие чата или квиза на епамовских онлайн-курсах, упомянутые в статье на девбай, - это конечно хорошо, но вот что автор статьи на девбай мог бы сказать по поводу использования на епамовских онлайн-курсах искусственного интеллекта, симуляций, big data, роботов, систем распознавания эмоций, 4D проекций, проигрывания видео в формате 360 градусов, дополненной и виртуальной реальности, 2D и 3D симуляций, возможностей создания 2D или 3D голограмм преподавателя в полный рост, интерактивных карт, цифровых досок для записей, камер, отслеживающих движения выступающего, мониторинга уровня внимания и вовлеченности в учебный процесс, анализа данных после каждой сессии, анализа эмоциональных ответов студентов, бегущей строки по аналогии с новостным тикером в Times Square в Нью-Йорке, 4D виртуального тактильного пространства, новейших технологии в обработке стереозвука, лазерной виртуальной указки и т.п.? А ведь эти технологии с успехом применяются на онлайн-курсах в Гарварде, Стэнфорде, Оксфорде, MIT и я о них писал. Применяются ли эти технологии на онлайн-курсах в EPAM?

В ответ на мой краткий комментарий к материалу в сети Фейсбук пресс-служба компании EPAM прислала следующий ответ Виталия:

«EPAM Belarus. Добрый день, Александр! Виталий не пользуется fb, но прочитал ваш комментарий, публикуем его ответ:
«Александр! Благодарю за интерес к теме и комментарий - многие вещи в статье действительно выглядят перспективными.
Однако, вижу следующие точки риска:
  • занятия, привязанные ко времени (видеолекции/конференции), будут неудобны для части слушателей из-за конфликтов в расписании;
  • часть методик достаточно требовательна к оборудованию не только на стороне "лектора", но и "клиента", что может привести к сложностям с доступом к информации.
  • большинство примеров описывают бизнес-обучение, нежели технические темы.
  • «хоронить» openEdx потому, что есть canvas, на мой взгляд, рано. В бизнесе никто не меняет технологию только потому, что вышла очередная. Должны быть измеримые причины и оценка рентабельности замены.
  • 7 минут - это эмпирический анализ 6.9 миллионов просмотров видео. Исследование о "3 минутах" мне пока не удалось найти J. Буду следить за прикладными результатами этих технологий, спасибо большое за "наводку". Буду рад продолжить диалог в LinkedIn:-).
С уважением,
Виталий »».

Гарвардская школа бизнеса, инновация, онлайн-курсы, онлайн-обучение, epam, Беларусь

Previous post Next post
Up