Оказаться на месте протагониста кейса и определить, что нужно сделать в данной ситуации, - это как хорошая детективная история. На сайте Гарвардской школы бизнеса в середине апреля 2019 г. появился
видеоролик, в котором профессор бизнес-школы Ян Ривкин (Jan Rivkin) изучает функционирование обувной компании The General Shoe Company, о которой написан
первый гарвардский кейс, рассказывает, как кейсовый метод обучения появился в бизнес-школе и почему он все еще актуален век спустя.
Описываемые в кейсе события случились ровно сто лет назад в апреле 1919 г. Фотографии, показанные в видеоролике, хорошо передают дух той эпохи. Этот период - конец эпохи прогресса, неспокойное время, время волнений в рабочей среде, в США проводилась индустриализация, урбанизация, коррупция в правительстве, остро стояли вопросы иммиграции, наблюдались проблемы в ряде отраслей промышленности, идея менеджмента как профессии была в новинку. В момент появления первого кейса в 1921 г. бизнес-школа функционировала всего 13 лет, и никто еще не знал, как обучать бизнесу.
Суть кейса
Руководитель завода The General Shoe Company заметил, что у многих рабочих вошло в привычку заканчивать работу за 45 минут до окончания, хотя по трудовому распорядку рабочие могли уходить только за 10 минут до окончания работы. Рабочие уходили раньше, потому что им нужно было помыться, а в уборных были очереди и им приходилось ждать. Данное обстоятельство серьезно влияло на производственные процессы, поскольку у компании было много заказов на продукцию, которые она не могла выполнить. Несколько раз предпринимались попытки исправить ситуацию, но они имели лишь краткосрочный эффект. Кейс заканчивается вопросами о том, что нужно предпринять, чтобы исправить положение дел.
Достоверно не известно, почему тема первого кейса связана с обувной промышленностью. Есть несколько предположений. Во-первых, в конце 19-го - начале 20-го века Бостон и Массачусетс считались своеобразной Кремниевой долиной в производстве обуви, и три четверти выпускников самого первого набора в Гарвардской школе бизнеса были из Массачусетса. Во-вторых, преподаватели бизнес-школы хорошо разбирались в вопросах обувной промышленности. Целью самого первого исследования, проведенного бизнес-школой, было как раз понимание структуры розничной торговли обувью.
Из одностраничного кейса следует, что в то время цены на недвижимость все росли и росли, стоимость жизни возросла на 95 % по сравнению с 1914 г., а зарплаты повысились только на 90 %. Важно было понять, почему рабочие заканчивали работу раньше, чем положено. Возможно, рабочие таким образом протестовали против того, что их зарплаты не росли вслед за инфляцией. Возможно, работа была настолько напряженной, что рабочие сильно уставали и поэтому заканчивали работу раньше. Возможно, производственная линия не была сбалансирована и отсутствовало сырье для производства обуви.