Когда людям задают какой-нибудь вопрос, они импульсно стараются на него ответить. Задавая больше вопросов, можно значительно продвинуться в решении застопорившегося дела.
Экзекьютив-директор MIT Leadership Center и преподаватель бизнес-школы MIT Sloan Хал Грегерсен (Hal Gregersen)
считает, что для решения возникших в бизнесе проблем нужно не размышлять над ответами на вопросы, а задавать большое количество правильных вопросов, причем, делать это нужно очень быстро.
Методология, разработанная Халом Грегерсеном, называется
«Шквал вопросов» (Question Burst). Это альтернатива традиционному мозговому штурму, мозговой штурм вопросов, а не ответов. Большинство людей представляет, что такое мозговой штурм. Группы, которые принимают в нем участие, действуют определенным способом. Фокусирование на вопросах, а не на ответах на вопросы дает новый взгляд на возникшую проблему, помогает найти инновационное решение.
Методологию «Шквал вопросов» используют такие глобальные компании, как Chanel, Danone, Disney, EY, Salesforce и другие, но вовсе нет необходимости быть руководителем компании из списка Fortune 50 чтобы получить выгоду от нее. Методологию можно использовать каждый раз (в группе или индивидуально) когда вы чувствуете, что дело застопорилось, или пытаетесь представить новые возможности, причем, не только на работе, но и в личной жизни, кругу семьи и т.п. Если данную методологию регулярно использовать в своей компании, можно создать культуру коллективного решения проблем и поиска истины.
Методология состоит из 3 этапов:
1. Создайте необходимые условия. Выберите проблему, которая вас волнует, которую необходимо решить. Пригласите двух-трех человек, чтобы они помогли взглянуть на данную проблему свежим взглядом с разных точек зрения. В идеале нужно выбрать людей, которые не сталкивались прежде с подобной проблемой. За 2 минуты нужно поделиться проблемой с партнерами.
2. Проведите мозговой штурм вопросов. Запустите таймер и за 4 минуты коллективно придумайте как можно больше вопросов касательно проблемы. Придерживайтесь двух ключевых правил: а) не отвечайте на вопросы б) не объясняйте, почему вы задаете вопросы. За 4 минуты нужно придумать 15-20 вопросов. Запишите все вопросы на бумаге или в ноутбуке слово в слово, как вы их слышите. Можете добавить свой вопрос. Не все вопросы обладают одинаковым потенциалом и приводят к инновационным решениям. Наиболее продуктивны открытые, короткие и простые вопросы. Вопросы считаются токсичными, когда задаются агрессивно. Чем более удивительные и провокационные вопросы - тем лучше.
3. Определите предмет поиска и займитесь им. Изучите вопросы и выберите несколько «каталитических» вопросов из списка, которые имеют наибольший потенциал изменить статус-кво. Свяжите себя обязательством продолжить изучение по крайней мере одного нового направления и сделайте что-нибудь, как искатель истины. Включитесь в работу и найдите лучшие ответы. Можно составить краткосрочный план действий, указав, например, какие конкретные действия вы предпримите в следующие 3 недели, чтобы найти потенциальные решения на возникшие вопросы.
После участия в методологии «Шквал вопросов» у людей обычно бывает одно из трех состояний:
- более позитивное душевное состояние касательно стоящей перед ними проблемы, которое приводит к появлению новых ценных идей.
- чувство, что масштаб проблемы гораздо больше, чем ожидалось.
- понимание, что они сами - часть проблемы.
По крайней мере в 80 % случаев методология приносит пользу: участникам удается провести рефрейминг проблемы при помощи вопроса и найти новую ценную идею.
Во время проведения методологии «Шквал вопросов» Хал Грегерсен собирает данные, которые показывают, что «эмоциональная температура» участников, т.е. то, что они чувствуют, как правило, изменяется с таких негативных ассоциаций, как «расстроенные», «ошеломленные», «запуганные», «нервные» на более позитивные, как «полные надежды», «оптимистичные», «лучшие».
Хал Грегерсен советует проводить по крайней мере 3 раунда методологии по той или иной проблеме. Это вполне объяснимо. Когда люди впервые сталкиваются с необходимостью задавать вопросы - им это кажется странным, выходящим за рамки, поскольку с детства люди приучены не задавать вопросы. Поэтому, по мере освоения процесса участникам все проще и проще.
Осенью 2018 г. выйдет новая книга Хала Грегерсена «Вопросы - это ответы».
Подробнее о методологии читайте
здесь.