HBS PARTICIPANT-CENTERED LEARNING (PCL)
В данном посте представляю Вашему вниманию уникальный ресурс, аналогов которому мне не приходилось видеть, и хочу, чтобы на него обратили пристальное внимание преподаватели учебных заведений Республики Беларусь и других стран СНГ.
Мультимедийная программа Гарвардской школы бизнеса (HBS) PARTICIPANT-CENTERED LEARNING (обучение, центральную роль в котором играет участник) в режиме он-лайн длится около 3 часов. Ее адрес в Интернете -
http://harvardbusinessonline.hbsp.harvard.edu/b01/en/files/pcl/pcl_index.html Ранее эта программа была доступна только на CD диске. Для того чтобы более широкий круг преподавателей мог с ней познакомиться, было принято решение поместить программу в сеть Интернет со свободным доступом.
В программе использованы примеры, взятые из HBS классов, для оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в развитии навыков и уверенности в ведении кейсовых обсуждений. Программа идеальна как для новичков, так и для преподавателей с опытом работы в данной области.
Программа состоит из 3 частей. В первой части профессор David Garvin проводит мастер-класс, на котором рассматривает кейс R.R. Donnelley & Sons. Он рассказывает о том, как готовится к классу, комментирует ход обсуждения кейса, рассматривает технику его преподавания. Эта часть программы также включает план обучения, вопросы заданий, план на доске, которыми пользуется профессор. Вторая и третья части программы содержат 72 видео фрагмента 8-ми ведущих профессоров HBS, которые рассматривают различные аспекты успешного преподавания кейсового метода обучения. Например, как создать контакт со студентами, что сделать, чтобы студенты меньше волновались, как использовать ролевые игры, проводить мониторинг участия студентов, получать отзывы от них и многое другое. Все видео фрагменты сопровождается транскриптами.
Здесь хочу сделать небольшое отступление и отметить, что для просмотра многих видео роликов с сайтов бизнес-школ необходима программа Real Player. Ее можно свободно скачать с официального сайта
www.real.com.
HBS рекомендует, чтобы Вы смотрели программу PCL вместе со своим коллегой или в группе. А также совместно обсуждали фрагменты выступлений.
Кейсовый метод обучения и то, чему учат студентов профессора HBS, на мой взгляд, настольно ново и познавательно для Республики Беларусь, что на этом стоит остановиться подробнее. Ниже привожу фрагменты выступлений профессоров HBS, которые мне больше всего запомнились.
1) «Что бы Вы сделали, если 3 человека в классе говорят «нет», а все остальные «да»? В этом случае я занимаю более активную позицию по отношению к этим трем. Я сажусь рядом с ними. В противном случае эти трое потеряют смелость». (Professor Tom Delong).
2) «Предположим, что у нас конец обсуждения какого-либо вопроса, и я готов его завершить, а Майк тянет руку. Если я не вызову его и задам новый вопрос, то первая поднятая рука будет той же самой рукой Майка…И он уведет беседу назад к предыдущему вопросу. Следовательно, обращайте внимание на поднятые руки». (Professor Garvin).
3) «Сегодня, получая задание изучить три кейса, Вам кажется, что они содержат слишком много информации. Завтра, когда Вы станете CEO и столкнетесь с большим потоком самой различной информации, Вы не сможете сказать «стоп, хватит и т.д.». Ваша задача будет состоять в том, чтобы выделить из большого объема информации необходимые сведения». (Professor Ashish Nanda).
4) «Если Вы не слышите в конце класса аплодисменты в свой адрес, что Вы чувствуете? Это важно. Я сравниваю аплодисменты с теми, что слышал в предыдущий день или даже на занятии, которое проводил за год до этого». (Professor Tom Delong).
5) «Необходимо получать отзывы от студентов. Я прошу студентов, чтобы каждый из них написал на листе бумаги одно замечание в мой адрес. Напишите, сложите лист и передайте его мне. Если все пишут, что я очень хороший учитель, а трое напишут существенные замечания, то я запомню эти три комментария. На следующем занятии прочитаю классу как позитивные мнения о себе, так и то, в чем мне нужно исправиться» (Professor Tom Delong).
6) «Вопрос - это одновременно вопрос и набор инструкций. Например, я часто добавляю к своим вопросам фразу «не будем обсуждать пункты А, Б, В некоторое время». Это делается для того, чтобы студенты не смешивали в своем ответе несколько вопросов».
7) «Если Вы что-либо знаете и не говорите - это тоже, что не знать совсем». (Professor Frances Frei).
8) «Если студент говорит тихо - я удаляюсь от него, чтобы он говорил громче, если студент один против всех - сажусь радом с ним, когда чувствую, что ему нужна поддержка».
9) «Если сравнивать, что важнее - то или это…Здесь существует сравнение с двумя лезвиями ножниц. Оба лезвия важны. Без одного лезвия ничего бы не получилось» (Professor Jim Heskett).
10) «Студентов нужно слушать на 4 уровнях: а) содержание его выступления, б) каким образом он это говорит, в) что не сказано (так как люди предпочитают избегать некоторых вопросов, а я их поднимаю), г) расхождения в речи».
11) «Когда студент что-то говорит, его иногда трудно понять. Но вы услышали правильную мысль в его выступлении. Что вы делаете? Вы проигрываете это назад. Вы отдаете эхом комментарий обратно студенту и остальным в классе».
12) «Как перейти к другому вопросу? Здесь нужна комбинация явных сигналов, например, смена доски. Это ясное послание. Или можно суммировать сказанное. Или использовать физическое пространство в аудитории».
13) «Когда у студентов спрашивают, что они сделают А или Б, нужно отвечать не А или Б, нужно принять решение». (Professor Frances Frei).
14) «Я провожу голосование в классе. Это дает студентам разрешение действовать. Вы подняли руку, теперь объясните, почему Вы «за». Также это придает вес, когда существует 2-3 различные точки зрения. Нужно смотреть на результат. Если это 50 на 50 % - все нормально. Если 90 на 10 %, то я приближаюсь к тем студентам, у кого 10 %, чтобы выслушать их аргументы, чтобы они совсем не сникли. Иногда голосование проходит в начале класса, чтобы стимулировать обсуждение, иногда в конце, в качестве заключения. Иногда в середине».
15) «Один мой коллега вел себя в аудитории следующим образом: он направлялся к одному и тому же месту в аудитории и там минут пять подводил итоги. Этим он показывал, что вся аудитория принадлежит студентам, вся, кроме его пятачка». (Professor Jim Heskett).
16) «Успех, это когда студент подходит ко мне через несколько лет и говорит: «А помните, как в кейсе ….Я там сказал, что…и оказался прав, так как на практике внедрил».
17) «Я говорю студентам: «Вы поступили в HBS, чтобы быть лидером». (Professor Tom Delong).
18) «Во-первых, Вам необходимо изучить биографию студентов и сделать их нее соответствующие выписки. Я также общаюсь с другими профессорами и спрашиваю их мнение о классе, который мне предстоит вести. После того, как я провел занятие в классе, я пишу одну страницу текста для себя о том, что сработало, а что нет. Важно, чтобы студенты учили не только бусинки, но и все ожерелье, т.е. взаимосвязь между кейсами». (Professor Ashish Nanda).
19) «Важно, чтобы на доске существовал механизм, который связывал бы все написанное там воедино. Поэтому я подхожу к доске, подчеркиваю фразы, делаю круги, стрелки».
20) «Задать тон в классе. Это поддерживает студентов. Нужно думать как студенты. Они могут бояться участвовать в дискуссии, так как в первое время при учебе на MBA каждый студент является объектом комментариев класса. Студенты не знают кто ты, что ты можешь. Важно, чтобы студенты чувствовали поддержку в том, что они говорят. Использование доски для записи сказанного ими - это одна из форм подтверждения. Т.е. я услышал Вас. Поэтому то, что вы сказали на доске».
21) «Я обычно разделяю класс на 3 группы: а) звезды (около 15 %), б) основа (75 %), в) те, кто имеет низкие показатели (10 %). Все преподаватели ориентируются на группы А и В, так как этим группам нужно уделять постоянное внимание, им нужно говорить какие они великие и т.п. Но не следует забывать сердце и душу, т.е. остальные 75 %. Если их игнорировать, то они перейдут в категорию В». (Professor Tom Delong).
22) «До того, как мы начнем разбирать кейс, я хочу, чтобы каждый из Вас взял листок бумаги и ответил мне на следующий вопрос «Ответ на какой самый важный вопрос Вы хотели бы получить за время учебы в HBS?». Я задаю этот вопрос потому, что хочу сфокусировать студентов на том опыте, который они получат здесь в HBS. После этого, я хочу, чтобы они обсудили этот вопрос со своими соседями в классе. Это начинает генерировать энергию». (Professor Tom Delong).
23) «Есть 2 очень важных вопроса: первый вопрос и последний. Важно получить на них правильные ответы. Так как в данном случае дискуссия может продолжиться и после класса». (Professor Jim Heskett).
24) «Когда появляется новый слайд - это сигнал, что нудно просыпаться, так как на новом слайде новая информация». (Professor Howard Stevenson).
25) «Я использую доску для того, чтобы иностранные студенты смогли проверить то, что только что услышали. Я фокусирую внимание аудитории. Для этого подчеркиваю что-нибудь на доске и говорю, что об этом сейчас пойдет речь. (Professor David Garvin).
Если кого интересует, HBS на программе «Executive Education» ежегодно проводит коллоквиум по PCL. Программа предназначена для деканов и преподавательского состава и длится шесть дней на кампусе HBS. Важно, чтобы в программе принимали участие те люди, которые, обладая полномочиями, затем смогут вернуться домой и внести изменения в учебную программу своего собственного заведения. Стоимость участия в ней составляет 4250 USD и включает обучение, книги, кейсы, проживание, питание. Обучение проводится на английском языке. Более подробная информация здесь
http://www.exed.hbs.edu/programs/cpcl/ В заключение, немного отступлю от темы поста. Представьте себе, что при прохождении интервью на трудоустройство в компанию McKinsey Вам задают вопрос «Сколько всего преподавателей в Республике Беларусь?» Или представьте, что Вы консультант McKinsey. Клиент Вашей компании заинтересован в продвижении на рынок Республики Беларусь своей программы PCL и обратился к Вам с просьбой о помощи. Вам необходимо оценить потенциал рынка в Республике Беларусь в данном сегменте. Какой ответ Вы дадите? Как говорят в HBS - правильных ответов на такие вопросы не бывает, зато бывают не правильные». Главная задача работодателя - увидеть, как кандидат мыслит, как рассуждает, как приходит к конечному решению этой задачи, а не точное количество.
Какие выводы можно сделать после прочтения данного поста?
1. В учебных заведениях Республики Беларусь используются устаревшие методы обучения, в основном преподаются теоретические основы той или иной дисциплины.
2. Целесообразным представляется внедрение рассмотренных методов обучения в практику в учебных заведениях Республики Беларусь.
3. За основу целесообразно взять кейсовый метод обучения, который широко используется в Гарвардской школе бизнеса.