Как павлины и айтрекинг могут помочь человеку принять лучшее решение

Jun 21, 2017 10:24


«Чтобы принять то или иное решение, человеку нужно провести сбор информации, понять, насколько она важна, решить, какое действие предпринять, и в конечном итоге принять решение», - говорит профессор бизнес-школы Уортон Михаэль Платт (Michael Platt). Чтобы понять, как человек принимает решение, важно также точно определить, какую визуальную информацию используют люди и животные для принятия решений.

Михаэль Платт провел в соавторстве исследование и обнаружил, что самцы-павлины смотрят отнюдь не на ярко раскрашенные перья хвостов своих соперников или самок, а фокусируют внимание на оперении внизу тела и на ножках. Также птицы начинают уделять больше внимания тогда, когда их соперники трясут хвостами и двигаются, а не тогда, когда те сидят смирно. Исследование проводилось для того, чтобы понять, как такие животные как лемуры, обезьяны и даже люди получают информацию об окружающем мире, объединяют данные знания с внутренними механизмами принятия решений и соответственно реагируют.


Для проведения подобных исследований в бизнес-школе используют специальные очки для трекинга движений глаз (айтрекинг). У таких очков есть передняя маленькая камера, направленная в мир, которая передает то, что видит человек перед собой. Внутри очков находится инфракрасная камера и инфракрасная лампочка, которая издает источник света, исчезающий в зрачке и отражающийся в слоях роговицы глаза. Очки соединены проводом со специальным устройством-трансмиттером, которое можно, например, засунуть в задний карман штанов. Затем, компьютер обрабатывает полученную информацию и определяет, куда смотрит глаз.

Но что просто для людей, совсем не так просто сделать в случае с животными, поскольку у них иная структура черепа. Поэтому, для эксперимента с павлинами изготовили специальный шлем с камерой, который надевали на голову птицам. Шлем соединялся проводом с легким и крошечным устройством-трансмиттером. Эксперименты проводились с 14 самцами-павлинами во время брачного периода. Нужно было определить направление взгляда птиц, когда они сталкивались с одним соперником и двумя самками-павлинами на протяжении 90 минут. Всего было проведено 28 тестов. Обрабатывая полученные в результате эксперимента 230 видео-клипов, исследователи обнаружили, что самцы-павлины более 1/3 времени смотрели на своих соперников, главным образом, на оперение возле ножек. На это же место обращают внимание и самки-павлины. А вот на разглядывание всего оперения ни самцы ни самки павлинов много времени не тратят.

Подобные исследования стали проводиться только в последнее десятилетие благодаря развитию технологий. В результате, ученые получили много данных о том, как происходит обработка информации в животном мире, и как это связано с миром людей. Михаэль Платт приводит в качестве примера лемуров с закрученным на конце хвостом. Оказывается, до тех пор, пока лемуры не начинают активно искать еду или карабкаться на дерево, они главным образом смотрят на других лемуров. Исследователи также обнаружили, что животные могли сопровождать взгляд других животных, что еще до недавнего времени считалось прерогативой только людей. Например, если животное видит, что другое животное повернулось и смотрит на что-либо, оно также может повернуться и смотреть в том же направлении.

В бизнес-школе долго изучали, как люди оценивают друг друга, определяя движения их глаз. Когда мы смотрим на другого человека, мы стараемся смотреть на его лицо, изучать его глаза. Это дает много информации о собеседнике, например, уделяет ли он нам внимание, нравимся ли мы ему и т. д. В результате, мы получаем информацию, как лучше дальше взаимодействовать с этим человеком.

Стоит отметить, что склонность смотреть на других людей и, в частности, в их глаза, ослаблена у людей, страдающих аутизмом и шизофренией. Понимание того, как человеческий мозг принимает решения, может помочь людям с такими заболеваниями. Например, при помощи очков для айтрекинга можно определить людей, входящих в категорию риска, у которых в будущем могут появиться подобные заболевания.

Айтрекинг можно также использовать в бизнесе, исследуя эффективность рекламы, размещение продуктов на полках, как люди используют информацию об окружающей среде, принимая решение о покупках, и т. д. Это в мире людей. А в мире павлинов такие знания помогают выбрать партнера и решить, нужно ли сражаться с соперником. Конечные цели различные, но в их основе лежат общие внутренние процессы принятия решений.

бизнес-школа, Уортон, wharton, принятие решения, mba, decision making, исследование

Previous post Next post
Up