Белорус из Chicago Booth

Mar 19, 2009 17:34


Белорус из Chicago Booth

Впервые о Павле Бегуне - пожалуй, самом известном, по крайней мере, у себя на родине белорусском выпускнике топовых бизнес школ мира я прочитал в 2006 г. в газете «Белорусы и рынок», в которой сам неоднократно публиковался. Это одна из наиболее популярных и читаемых белорусских экономических газет. Статья называлась «Эволюция яблока в «лимон»». Ее автор писал, что когда-нибудь о Павле Бегуне в Голливуде снимут фильм, так как американцы любят такие сюжеты: мальчик иностранец из простой семьи, начавший заниматься бизнесом в 11 лет с торговли на рынке бабушкиной клубникой, приехав в США, упорно работал, учился и, честно играя на фондовом рынке, стал довольно обеспеченным человеком.

В двух словах о Павле Бегуне, а также о других белорусах-выпускниках топовых бизнес-школ мира, я уже писал в своем блоге в октябре 2008 г. На мысль подробнее рассказать о нем меня подтолкнул блоггер umbaua (http://umbaua.livejournal.com/), любезно предоставивший ряд ссылок из таких зарубежных источников, как газета Chicago Booth  «Chibus», а также «CFA MAGAZINE». Я решил объединить всю прочитанную и полученную информацию о Павле Бегуне в белорусской и зарубежной прессе в единое целое и вот что получилось.


Родители Павла работали в советских учреждениях и жили, соответственно, от зарплаты до зарплаты. Павлу всегда хотелось иметь даже не какие-то вещи, а уверенность в том, что завтра деньги не кончатся. Он осознал, что может полагаться только на самого себя, если хочет финансово обеспечить свое будущее. Первая реальная возможность это сделать появилась у Павла в 11 лет. На каникулах он решил подработать тем, что собирал в деревне у бабушки клубнику и яблоки и возил ее на базар за 30 км. в Бобруйск. К концу лета около 100 рублей были скоплены на черный день.

Потом Павел начал читать книжки по бизнесу и все время думал, чем бы мог заниматься сам. Сначала он с другом стали собирать рекламу и размещать ее в СМИ. Затем от кого-то из знакомых Павел услышал, что очень выгодно торговать металлопрокатом. С компаньоном они накупили рекламных газет и справочников и уселись за телефон. Работали по-взрослому - по 8-10 часов в сутки, прерываясь лишь на школу.

С уроков физкультуры или труда Павел часто убегал, используя это время для звонков по телефону-автомату. По сути, Павел с компаньоном занимались обычным посредничеством: находили покупателя и сводили его с продавцом. У Павла всегда был низкий голос и по телефону он не ассоциировался с детским. Когда приходилось ехать на отгрузку, то говорил, что его прислал Павел Иванович.

На металле удалось заработать первые крупные деньги, которые Павел частично «инвестировал в развитие» - покупал приличную одежду, оргтехнику, программное обеспечение, офисную мебель и т.д., но не менее 80 % откладывал, опять же, про запас.

Во время учебы в Белорусском Государственном Экономическом Университете Павел с компаньоном издали газету для бухгалтеров. Было придумано несколько схем, позволявших заниматься издательством, не делая крупных прямых затрат. Например, рекламная компания состояла в том, что нанятые ими студенты бесплатно раздавали газету в налоговых инспекциях. Широко использовался бартер: за рекламу бланочной продукции с ними рассчитывались ею же, а Павел с компаньоном эти бланки реализовывали и получали деньги для оплаты текущих расходов. В финансовом плане это был самый удачный белорусский проект Павла. Газета стала популярной, ее тираж быстро рос.

Вскоре Павел выиграл стипендию, продал газету и уехал учиться в Университет Западного Кентуки (США). В Университете Павел изучал финансы и закончил его с отличием всего за полтора года с GPA 4.0. После этого Павел немного поработал финансовым аналитиком и убедился, что многие американские инвестиционные фонды фактически обирают своих клиентов и их деятельность крайне неэффективна, Павел захотел повысить свой профессиональный уровень, чтобы самостоятельно заняться бизнесом. Он поступил на программу MBA Chicago GSB (бизнес школу переименовали в Chicago Booth совсем недавно).

С поступлением на программу MBA получилась довольно интересная история. С вступительными тестами у Павла проблем не возникло - их результаты были близки к максимальной отметке, но его все равно не зачислили, ибо по правилам школы в ее магистратуре могли обучаться только лица, имеющие определенный стаж работы по специальности, а стажа Павлу не хватало, да и было ему всего 22 года. Направленные в различные инстанции 22 апелляции вернулись с вежливыми отказами. Тогда Павел приехал в бизнес школу, сел под дверью декана и сказал, что пока тот с ним не побеседует, он никуда не уйдет. Через несколько часов приехал декан и они пошли обедать в столовую. Четыре часа они пили сок, ели сандвичи и Павел рассказывал ему, как в 11 лет продавал на рынке в Бобруйске клубнику, в 14 проводил крупные сделки с металлопрокатом, в 18 создал газету, почти не вкладывая в это дело своих средств. Затем Павел попытался объяснить, почему так неэффективно работают инвестиционные фонды в Америке. Прощаясь, декан пожал ему руку и сказал: «Хотя наше правило не принимать таких молодых студентов, но о’кей, для тебя мы сделаем исключение».  На следующий день Павла зачислили в магистратуру.

В CFA MAGAZINE приведена несколько другая версия событий. Якобы Павел стал названивать в Chicago GSB, убеждая приемную комиссию, что у него достаточный трудовой опыт и, в конце концов, они так устали от его звонков, что сказали, что Павлу на этот счет нужно переговорить с деканом. Павел звонил ему до тех пор, пока тот не поднял трубку. Павел объяснил суть дела и декан ответил, что поскольку Павел такой настойчивый, он встретится с ним. Тогда в один субботний день Павел прилетел в Чикаго и они вместе с деканом пошли на обед.

Павел поступил в Chicago GSB в 2000 г. и на протяжении 3-х лет летал каждую неделю в Чикаго из Сент-Луиса, где в то время работал, а также одновременно учился в Институте финансовых аналитиков. У Павла в Chicago GSB было одно занятие в пятницу вечером и два в субботу утром. Каждое занятие длилось 3 часа и покрывало весь учебный материал за неделю. В субботу вечером Павел возвращался в Сент-Луис. Павел закончил Chicago GSB в 2003 г. с отличием всего через несколько недель после своего 25-летия.

К этому времени он уже знал, как инвестировать деньги в такой манере, чтобы получилась прибавочная стоимость. Нужное решение помогло найти знакомство с работой компании Berkshire Hathaway, возглавляемой Уорреном Баффетом. Главная особенность его подхода состоит в том, что для инвестирования выбираются недооцененные на рынке компании и вложения в них делаются с расчетом на то, что большой дисконт обеспечит прибыльность вложенного капитала. При этом проводится серьезный анализ объекта инвестиций, исключающий практически всякие риски.

К моменту окончания учебы Павел считал себя полностью готовым к началу собственного бизнеса. В июле 2004 г. Павел с компаньоном Cory Bailey создали инвестиционную компанию 3G Capital. Три английские буквы G в названии компании означают: good business (хороший бизнес), руководимый good management (хорошим менеджментом) и доступный по good price (хорошей цене). Компаньоны сняли офис в подвальном помещении за 400 USD в офисном здании B-класса, куда не проникал дневной свет. Размер уставного капитала компании был очень маленьким, где-то около 200.000 USD и на эти деньги сложно было заниматься чем-то большим. Поэтому Павел с компаньоном продали миноритарные доли в компании группе инвесторов. Вырученные средства были использованы на зарплату и текущие расходы. Это был принципиальный момент, поскольку появилась возможность не думать о хлебе насущном, а сосредоточиться на стратегических вопросах. В дополнение, став стратегическим партнером, группа инвесторов помогла развитию бизнеса на начальном этапе, поскольку привлекла первых клиентов.

В 2006 г. по уровню обеспечиваемой доходности инвестиций компания 3G Capital Management вошла в 15 лучших инвестиционных компаний, оперирующих на Американском континенте. У компании появились серьезные инвесторы, например, профессиональные канадские хоккеисты, выступающие в НХЛ, а ее активы достигли в настоящее время 15 млн. USD. Компания имеет офисы в Сент-Луисе и Торонто. Ее сайт www.3gcapital.com

Когда Павел уехал учиться в США, то некоторое время у него сохранялись планы вернуться в Беларусь, чтобы продолжать бизнес в своей стране. Но потом Павел увидел, что в Америке для делового человека есть неизмеримо больше возможностей, чем даже в Европе. Цель деятельности американских компаний - получение максимальной прибыли. Сравнивая бизнес-климат в Беларуси с американским, Павел говорит, что белорусское законодательство должно быть более дружелюбным по отношению к инвесторам, которые хотят, купив контрольный пакет, стать полными хозяевами предприятия. Любые другие условия и ограничения для них непонятны и неприемлемы. Таким же дополнительным фактором риска является отсутствие в Беларуси независимой судебной системы. Поэтому в Республику Беларусь сегодня может прийти в первую очередь венчурный капитал. Для него в Беларуси есть очень привлекательные предприятия, которые за такую цену не купишь ни в одной развитой стране. Проблема, однако, в том, говорит Павел, что зарубежные инвесторы о них ничего не знают. К слову, инвестиционный фонд Павла специализируется на низкорисковых проектах, а таковые в Беларуси сегодня отсутствуют.

Павел отмечает, что особенно возросло количество потенциально успешных инвестиционных возможностей во времена нынешнего финансового кризиса. Так, миноритарная доля в одном из крупнейших предприятий по производству молочных продуктов в Корее, имеющее только чистой наличности на счетах боле 375 млн. USD, была куплена фондом из расчёта общей цены всего предприятия порядка 175 млн. USD.  Видимо, владельцы миноритарной доли были настолько напуганы кризисом и так старались как можно быстрее сбыть активы, что даже не успели те как следует оценить.

Весьма поучительны замечания Павла по поводу финансового кризиса. Он говорит, что преодоление кризиса начинается задолго до его начала. Ведь для того чтобы выжить и усилить позиции во время кризиса, компания должна подойти к этому моменту в наилучшей боевой форме, с хорошим запасом финансовой стабильности. Еще задолго до «черного дня» предприятие должно работать в режиме строжайшей экономии в плане как издержек, так и капиталовложений, расходуя фонды только на действительно эффективные проекты. Важно также по возможности избегать кредитного финансирования, за исключение тех случаев, когда средства привлекаются на краткосрочной основе для феноменально прибыльных проектов. Таким образом, компания, находясь к началу кризиса в хорошей экономической форме, сможет значительно упрочить свое положение на рынке за счет тех фирм, которые успели израсходовать фонды на проекты с сомнительной доходностью и закредитованы до предела.

Павел Бегун, chicago booth, mba, cfa, berkshire hathaway, chicago gsb, 3g capital

Previous post Next post
Up