Оригинал взят у
russian_eli в
Чему и как учатся в Йеле? На прошлой неделя я вернулась в Йель, чтобы начать второй семестр. Думаю, сейчас самое время рассказать, каким образом устроен процесс обучения в Йеле и других американских вузах того же типа.
Типичный кабинет для семинаров
Система обучения в Йеле, как и во многих американских вузах (в том числе других университетах знаменитой «Лиги Плюща»), называется Liberal Arts. На русский название переводят как «вольные » или «свободные искусства». Смысл системы Liberal Arts заключается в том, чтобы студент за 4 года - а именно столько длится обучение - получил знания по широкому кругу дисциплин, В этот круг входят иностранные языки, искусство письма, обществознание, точные и социальные науки. Акцент в такой системе образования ставится скорее на обучении студентов критически мыслить, анализировать, писать и иметь общие представление о ряде дисциплин, чем на снабжении профессиональными навыками.
На практике это осуществляется следующим образом. Каждый семестр студент сам выбирает себе курсы - учебные предметы. Один курс стоит один «кредит». Чтобы получить диплом бакалавра, нужно заработать 36 кредитов. Таким образом, нужно брать 9 курсов в год. Например, в один семестр четыре, а другой - пять. Можно два раза взять по пять, и тогда в следующем году можно будет брать по четыре, или выпуститься с большим числом заработанных кредитов.
Курсы можно выбирать изо всех доступных дисциплин, от физики с химией до египтоведения и средневековой литературы. Но есть некоторые ограничения. Первые два года можно выбирать что угодно, а вот к третьему нужно определиться со специальностью, которая зовется major, и брать курсы по своей теме.
Окно сайта, который помогает искать и выбирать курсы, основываясь на отзывах и оценках других студентов, а также составлять собственное расписание на каждый семестр.
Объясню на примере. Возьмем одну из самых популярных специальностей в Йеле - экономику. Чтобы получить диплом экономиста, нужно за 4 года взять 12 курсов по экономике. 8 из них уже точно определены (введение в микроэкономику, математический анализ, эконометрика и т. д.), за студентом остается право выбирать, когда и в каком порядке пройти эти курсы. Оставшиеся 4 предмета можно выбрать из курсов, предложенных на факультете экономики, самостоятельно. Таким образом, по своей специальности нужно взять, как правило, около 12-14 курсов, а оставшиеся 22-24 - из любых других дисциплин, например истории искусств, рисования или педагогики.
Но чтобы образование получилось разносторонним, студенты обязаны соблюдать так называемые распределительные требования. Каждый должен взять 3 семестра иностранного языка, два письменных курса, два математических курса, два курса точных наук, два курса гуманитарных наук и два курса социальных наук. В описании каждого курса указано, к какой науке он относится. Например, курс «международная экономика» засчитают за социальную науку, а «римскую архитектуру» за гуманитарную.
В коридоре одного из корпусов.
Сложность курсов тоже накладывает ограничения в выборе. То есть сложные курсы можно брать, только если закончил более простые по этой теме. Например, «финасовую теорию» можно начать изучать, только предварительно взяв «введение в микроэкономику», а квантовую физику - после основ физики и продвинутой математики.
Российскому студенту может показаться, что 4-5 курсов в семестр - это очень мало, ведь в РФ бывает одновременно и 16 предметов... Но то, что у нас мало курсов, не значит, что мы тут ничего не делаем! Просто количество времени, которое тратится на один предмет, значительно больше. Причем в основном - это не время, отсиженное в аудитории, а время, проведенное в библиотеке за домашней работой.
Студенты за учебой в библиотеке "юрфака" (Law School).
Есть общий принцип, что на самостоятельное освоение одного предмета в неделю в среднем уходит в два раза больше времени, чем ты проводишь на самом занятии. То есть, если класс встречается 2 раза в неделю по полтора часа, то на домашнюю работу в неделю будет уходить около 6 часов. Если курс очень сложный, то «домашка» может занимать даже 20 часов в неделю. В прошлом семестре у меня было еженедельно 14 часов занятий в аудиториях, и на домашнюю работу уходило около 30 часов!