Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий

Dec 07, 2015 21:23


Харуки Мураками
Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий
Пер.Дмитрий Коваленин
(30.11.2015 - 02.12.2015)

Ёшкин кот, Харуки, где же окончание? Вот с Мураками всегда так, очень интересно читать до самого конца, а потом раз и все оказывается мыльным пузырем.
Как обычно в его произведениях здесь есть музыка, хорошо одетая женщина, странные сны и нереальные реальности, а финала нет!
История о парне, не рыба-не мясо, от которого однажды отвернулись все его друзья. Через 16 лет он знакомится с женщиной, которая не хочет заниматься с ним сексом, пока он не узнает, почему они так сделали. И он узнает. Параллельно пытаясь разобраться в себе.
Еще в книге много метро и чудесная история про шестые пальцы и мужчину который принял эстафету смерти и стал видеть мир без прикрас, а люди оказались цветными (для чего она была здесь?).
История действительно загадочная, но не оконченная. Кто убил Белую, почему она обвинила его в изнасиловании? Куда исчез Хайда? Кто звонил ему в последний описанный в книге вечер? Что за мужик был с Сарой? Она выйдет за него замуж?

Цитаты:
- Конкретная цель упрощает жизнь… - задумчиво произнесла Сара.
***
Именно ревность, насколько он понял из этого сна, - самая безысходная тюрьма на свете. Ибо в эту тюрьму узник заключает себя сам. Никто не загоняет его туда. Он сам входит в свою камеру-одиночку, сам запирается, а ключ выкидывает через прутья решетки. И о том, что он там, не знает ни одна живая душа. Разумеется, если б он решился, то мог бы выйти оттуда в любую секунду. Ведь тюрьма эта находится в самой глубине его сердца. Но решиться-то он и не может: сердце затвердело, как камень. Вот что это такое - настоящая ревность.
***
Так он и стал Цкуру Тадзаки. А до того был безымянным, хаотичным ничтожеством, куском розового мяса весом в три кило, прооравшим всю ночь напролет. Но уже на рассвете ему дали имя. После чего у него включился мозг, заработала память, и он наконец осознал себя. Имя стало отправной точкой для всей его дальнейшей жизни.
***
- У любой вещи или явления есть свои рамки. Точно так же они есть у мысли. Самих рамок бояться не стоит. Как не стоит и бояться их разрушать. Разрушение рамок - первичное условие для свободы. Уважение к рамкам - но и ненависть к ним же. А что при этом нужно для жизни - это уже вторично. Вот и все.
***
Иногда он думал, что, возможно, какой-то системный изъян таится в нем самом. Некий психологический барьер мешает естественному ходу его жизни.
***
***
- Дело не в любви или нелюбви. То, что логике не подчиняется, из головы все равно не выкинешь. Я вовсе не делаю из логики культа. Но считаю важным умение находить, где и как логичное пересекается с алогичным.
- А вот, скажем, в дьявола ты веришь?
- Это какого? Который с рогами?
- Ну да. Хотя есть ли у него рога на самом деле, даже не знаю…
- Если говорить о дьяволе как об аллегории Зла - конечно, поверить могу.
- А в дьявола как физическое воплощение этой аллегории Зла?
- Насчет этого - не пойму, пока сам не увижу.
- Когда увидишь - возможно, уже будет поздно… (Спектакль напомнило по книге Сода-Солнце)
***
- Гении такого масштаба - все-таки исключение. В большинстве случаев талантливые люди быстро истачивают свои судьбы и принимают смерть молодыми, расплачиваясь таким образом за свой талант. Это сделка, в которой продают жизнь. С богом или с дьяволом - уж не знаю…
***
- Знаешь ли ты о том, что у каждого человека существует свой цвет?
- Нет, не знаю.
- Ну, тогда слушай. У каждого человека есть определенный цвет, такое сияние вокруг тела. Примерно как подсветка у автомобиля. Так вот, я это сияние видеть могу.
***
- В миг, когда ты соглашаешься принять чужую смерть на себя, ты наделяешься особыми свойствами. Можно сказать, у тебя появляется дар. Различать людей по цветам - лишь побочное свойство. Главное - в том, что ты получаешь возможность резко расширить границы сознания. Ну вот как раскрываются «двери восприятия» у Олдоса Хаксли. Твое сознание становится абсолютно чистым, без примесей. Все туманы рассеиваются, все становится ясным. И твоему взору предстают невидимые для обычных людей картины.
- А ваша способность играть, как тогда, в школе - той же природы?
Мидорикава покачал головой.
- Нет, на фортепьяно я играю сам. Не зря ведь занимаюсь этим уже столько лет. А восприятие существует самостоятельно и никак особо не проявляется. Его нельзя использовать для собственной выгоды. Что это такое - словами не объяснить. Можно лишь испытать на себе. Одно могу сказать: если тебе хоть раз откроются границы истинной реальности, мир, в котором ты родился и жил до этих пор, покажется тебе пугающе плоским, никчемным. В тех границах нет ни логичного, ни алогичного. Ни Добра, ни Зла. Там все сливается в единое целое. И ты становишься частью этого целого. Просто выходишь из своей телесной оболочки и начинаешь существовать, так сказать, метафизически. Превращаешься в одну сплошную интуицию. Великолепное ощущение, хоть и очень горькое. Ибо нет ничего печальнее, чем в последний момент осознать, что вся прожитая тобою жизнь была так безрадостна и неглубока. И душа твоя содрогается, не понимая, как ты мог выносить подобную жизнь.
***
Обратно в реальную жизнь. Живи ею на полную катушку. Какой бы скучной и никчемной ни казалась, она стоит того, чтобы жить. Уверяю тебя. Безо всякой иронии. Просто лично для меня она тяжела, и я не могу с нею справиться. Такая вот слабость во мне с рождения. Заползаю, как умирающая кошка, в тихое и темное место и жду своего часа. Ну и ладно, тоже неплохо. А ты не такой. У тебя есть сила, чтобы вынести эту тяжесть. Чтобы сплетать из нитей логики ценность жизни ради жизни - и пришивать к своей коже, пока она не срастется с тобой воедино…
***
Он хочет взглянуть на дисплей будильника у изголовья, но шея не слушается. И если бы только шея. Все тело словно разбил паралич. Хотя все-таки не паралич. Просто хочешь двинуть рукой или ногой - а не можешь. Утеряна связь между сознанием и телом. - у меня такое было часто раньше, особенно во время дневного сна
***
- Странно получается, - сказала Сара. - Ты не находишь? В эпоху, где больше никому ничего не интересно, мы утопаем в информации о совершенно ненужных нам людях. И если захотим, можем запросто узнать о них что угодно. Но только все равно не узнаем, что это за люди. Сами они так и останутся для нас неизвестны и непредсказуемы.
***
- «Семинары по креативному бизнесу»? - озадаченно повторил Цкуру.
- Ну, это просто название модерновое. А на деле - банальный производственный тренинг, - сказала Сара. - Курсы промывания мозгов для будущей армии офисного планктона. Взамен Святого Писания им подсовывают инструкцию пользователя. А вместо рая и просветления сулят крутую карьеру и бешеную зарплату. Новая религия эпохи прагматизма. Только в отличие от обычной религии - никакой метафизики, все объясняется логикой и конкретными расчетами.
***
- Вполне. Это же Нагоя. Столица «Тойоты» все-таки. Здесь ими даже ленивый будет торговать неплохо. Только теперь наши конкуренты вовсе не «Хонда» или «Ниссан». Ближайшая цель - заставить всех, кто водит иномарки-премиум, типа «мерсов» и «БМВ», пересесть на отечественные «Лексусы». Для чего «Тойота» и разработала этот флагманский бренд. Время, конечно, потребуется, но успех гарантирован.
***
- Да так… Вспомнил просто, - сказал Цкуру. - И последний вопрос. Что же все-таки означает слово «Лексус»?
Синий рассмеялся.
- Многие спрашивают. Но никакого смысла нет. Слово это придуманное. Нью-йоркское рекламное агентство получило заказ - сочинить что-нибудь элитное, бессмысленное и чтобы слух ласкало. В странном мире живем. Кто-то строит, себя не помня, железнодорожные станции, а кто-то за бешеные деньги изобретает приятные уху слова…
***
- В общем, - продолжал Красный, - когда меня используют в своих целях, я делаюсь неэффективным. Такая натура, хотя на первый взгляд, наверно, и не скажешь. Да я и сам после вуза не подозревал о том, что я такой, пока на службу не поступил. Но это правда. Как только всякие бездари начинают отдавать мне тупые приказы, у меня тут же - бац! - и все застревает. Таким, как я, работать на других противопоказано. Вот я и решил: начну-ка что-нибудь сам.
Он выдержал паузу и, словно вспоминая о чем-то, уставился на струйку дыма, поднимавшегося от сигареты в руке.
- А еще, поработав в фирме, я понял, что большинство народу вовсе не против повиноваться чужим приказам. Наоборот, они только рады их выполнять. Иногда, конечно, жалуются, но не всерьез. Так, привычно бубнят себе в тряпочку, и не более. А предложишь им думать своей головой или, того пуще, отвечать за свои действия, тут же теряются и паникуют. Вот я и решил: если все так устроено, почему бы не построить на этом бизнес? Это ведь так просто. Понимаешь?
***
Ничего не поделаешь, сказал он себе. То, что было пустым изначально, опустело снова. Только и всего. Кому ты собрался жаловаться? Люди приходят к тебе, убеждаются в твоей пустоте - и уходят дальше. И ты опять остаешься один, все такой же пустой - или даже еще пустее. Вот и все, разве нет?
***
Гармония - далеко не единственное, что связывает вместе человеческие сердца. Куда крепче людей объединяют общие муки. Общие раны. Общие страхи. Нет успокоения без крика боли, как не бывает мира без пролитой крови или прощения без невосполнимых потерь. Вот что лежит в основе истинной, а не абстрактной гармонии…

музыка, Мураками, книги

Previous post Next post
Up