Сколько раз приходилось слышать: «Ехал спокойно ночью, по знакомой дороге и вдруг…» Какие опасности поджидают автомобилистов по ночам и какие ошибки, потенциально ведущие к ДТП, чаще всего допускают водители в темное время суток?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5309/3588041.11d2/0_de5a1_4e773818_orig.jpg)
Потемну аки посветлу
Одна из самых распространенных ошибок ночного вождения в массовом порядке совершается даже не глубокой ночью, а в сумерки - перед самым закатом или рассветом. Кажется, что еще (или уже) вполне светло и можно ехать, как днем. В этом и таится опасность.
На самом деле в предрассветные/предзакатные часы освещенность крайне невысокая (об этом хорошо знают фотографы и снимают на закате и рассвете со штатива). Кроме того, при таком свете эффективность фар снижается. Соответственно падает и видимость.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9651/3588041.11d2/0_de5a2_6190a365_orig.jpg)
Порядок правильных действий в такие часы, в общем-то, прост: не превышать скорость, увеличить дистанцию до впередиидущего автомобиля и особенно внимательно следить за дорогой.
Да будет свет!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9817/3588041.11d2/0_de5a3_cff2f06f_orig.jpg)
Понятно, что чем «дальнобойнее» фары, чем лучше они освещают всю ширину дороги, тем лучше. Однако пользоваться ими нужно умеючи. Поскольку дальним светом фар можно так ослепить встречного водителя, что какое-то время он не будет видеть ничего, кроме сплошного белого пятна, - вот вам и лобовое столкновение. К слову, если это произошло с вами - нужно немедленно остановиться и включить «аварийку».
Общепринятые же правила таковы. При сближении со встречным автомобилем переключитесь с дальнего света на ближний. Если тот не поступил точно так же, максимально прижмитесь к правому краю дороги и взгляд переведите туда же.
Если вас слепят дальним светом сзади и не реагируют на просьбу его выключить «морганием» стоп-сигналами, позвольте тому водителю вас обогнать и по возможности не смотрите в зеркала в этот момент.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9668/3588041.11d2/0_de5a4_9a9ca0ab_orig.jpg)
Приближаясь к автомобилю, который вы хотите обогнать, переключитесь с дальнего света на ближний, чтобы не слепить водителя. Выйдя на обгон и поравнявшись с обгоняемой машиной - снова на дальний, чтобы дорога впереди была хорошо освещена.
Если обгоняют вас - в свою очередь переключитесь с дальнего света на ближний, когда более быстрый автомобиль выйдет на обгон и поравняется с вашим.
Будьте внимательны на подъеме. При приближении к его вершине опасность быть ослепленным встречным авто резко возрастает!
Я, как герой, борюсь со сном!..
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9652/3588041.11d2/0_de5a5_adb7c5f6_orig.jpg)
Об этом, как правило, рассказывают еще в автошколе, но, как показывает практика, многие водители забывают об опасности заснуть за рулем сразу же после получения прав.
Между тем, если ночью в дороге сон одолевает так, что слипающиеся веки нужно держать чуть ли не руками, - не нужно с ним бороться «до последнего»! Ни ударные дозы кофе или энергетических напитков, ни разного рода пощипывания или похлопывания себя по щекам не дадут такого эффекта, как кратковременный сон. «Энергетик», может быть, и не даст заснуть, но и внимания, столь необходимого в ночной дороге, не сконцентрирует.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9652/3588041.11d2/0_de5a6_e8c065a0_orig.jpg)
В общем, если начинает «срубать» - остановитесь и вздремните. Медики утверждают, что даже 15-минутного сна хватит, чтобы привести организм в тонус на ближайшие 2-3 часа. Как тут не вспомнить эпизод из кинофильма «Семнадцать мгновений вены», когда дико уставший Штирлиц перед последним марш-броском на Берлин останавливается на 10 минут, чтобы вздремнуть. И голос Копеляна за кадром… Вот отличное учебное пособие для автошкол, которое запомнится курсантам на всю оставшуюся жизнь. Причем после просмотра фрагмента ленты, скорее долгую…
Держи дистанцию!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9320/3588041.11d2/0_de5a7_d0b67005_orig.jpg)
Особенности человеческого зрения таковы, что ночью мы видим на порядок хуже, чем в светлое время суток: меньше становится угол зрения, снижается точность восприятия цветов, ухудшается периферический обзор. Все это, вместе взятое, приводит к тому, что визуально оценить обстановку становится значительно сложнее, а скорость реакции падает.
Совет простой: сгустились сумерки, настала ночь - снижаем скорость, а главное - увеличиваем дистанцию. И помним, что в ночное время правильно оценить ее сложнее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9766/3588041.11d2/0_de5a8_b484d960_orig.jpg)
То же касается и бокового интервала. Ночью со встречными автомобилями нужно разъезжаться с б?льшим запасом, нежели днем, так как их водители могут перевозить выступающий за габариты груз и ночью его может быть практически не видно.
Какая грязь!..
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9767/3588041.11d2/0_de5a9_345de826_orig.jpg)
Днем грязные фары, скорее всего, не приведут к ДТП и даже не создадут аварийную обстановку. В худшем случае лишь привлекут внимание инспектора ДПС и то только во время рейда «Чистый автомобиль». А вот ночью… Грязь на колпаках передних фар значительно снижает их светопропускание, а значит - и «дальнобойность». В идеале фары должны светить на 40-50 м в режиме ближнего света и примерно на 100 м - в режиме дальнего.
Идеальным решением для очистки фар в дороге стали специальные «дворники», но производители вынуждены были отказаться от этого решения из-за введения весьма жестких норм по безопасности авто для пешеходов. Современные же «фароомыватели», как показывает практика, «съедают» огромное количество «омывайки» и при этом не избавляют от необходимости протирать фары вручную. И делать это необходимо, если возникло малейшее ощущение, что они стали светить хуже.
Cовет кажется банальным. Но посмотрите, как много машин, особенно в плохую погоду ездит с «наглухо затонированными» грязью фарами. При этом даже неленивый автовладелец, как правило «ухаживает» только за передней светотехникой. А ведь следить нужно и за состоянием задних фонарей: ночной удар «с тыла» может оказаться для седоков не менее трагичным, нежели боковое или фронтальное столкновение.