Навеяло топиком о
перевозе Ми-26 Тушки-134. Полез читать на
вики инфу о самолете и натолкнулся на эту интересную информацию. Собственно выкладываю потому, что во время рейсов заметил, что многие начинают апплодировать экипажу в момент посадки, когда самолет только касается шасси взлетной полосы. Рано, очень рано, так как еще как минимум надо остановиться в её пределах (о чем красноречиво говорит табличка под катом в этом топике).
И опять же - настоящее мастерство я наблюдал во время посадки в Норильске, где, во-первых, впп имела "пуп" (т.е. выпуклость, см Ершова "Записки ездового пса"), а, во-вторых, был сильный боковой ветер. Так вот - посадка шла реально боком, и самолет сначала опустился на правое шасси из-за сильного крена, потом довернул и мягко коснулся левым.
В общем, табличка интересная. Некоторые моменты просто убили (например где КВС поспорил, что посадит самолет по приборам). .
По данным сайтов Aviation Safety Network,
http://airdisaster.ru/ и из неофициальных источников, на начало 2012 года в результате катастроф, авиационных происшествий и терактов было потеряно 78 самолётов типа Ту-134, из них 10 в результате боевых действий, 2 - из-за терактов (всего было произведено 854 единицы Ту-134 всех модификаций ). В катастрофах погибли приблизительно 1494 человек, из них 32 на земле или в самолётах других типов.
Ну и да, сценарии некоторых остросюжетных фильмов откровенно пасуют перед такими жизненными ситуациями.
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Описание
14.01.1966
45076
аэродром Чкаловский
8/8
Второй прототип Ту-134. Во время испытательного полёта командир экипажа на предельной скорости, не снижая её, резко повернул штурвал на 25° из-за чего самолет резко накренился не в ту сторону. Лётчик-испытатель, незнакомый с этим явлением (реверс элеронов), усугубил крен, и самолёт, потеряв управление, перешёл в пикирование и разбился.
19.11.1969
HA-LBA
аэропорт Стамбула
0/н.д.
При посадке выкатился за пределы ВПП из-за чего у него подломилась стойка шасси.
23.05.1971
YU-AHZ
аэропорт Риеки
78/83
При посадке в условиях сильного ливня, сопровождавшегося порывистым ветром, перед самой землёй самолёт попал в мощный восходящий воздушный поток, из-за чего его начало «бросать». Командир экипажа сбросил скорость, самолёт увеличил угол спуска на 10° и в результате касание полосы произошло с большой вертикальной скоростью - около 10 м/с. В результате перегрузок разрушилась средняя часть правого крыла, самолет перевернулся «на спину» и в таком положении проехал по ВПП ещё 350 м. Из поврежденных топливных баков в салон хлынуло топливо и начался пожар, с которым аварийные службы аэропорта не смогли справиться почти полтора часа.
16.09.1971
HA-LBD
Киев (аэрп. Борисполь)
49/49
При подходе к аэропорту в условиях сильного тумана у самолёта отказали все генераторы, из-за чего экипаж перешёл на питания от аккумуляторных батарей. Совершив два неудачных захода на посадку разбился при третьей попытке.
08.07.1972
65604
Мурманск
0/н.д.
Пожар из-за провозки в багаже леговоспламеняющегося вещества.
17.07.1972
65607
Икшинское вдхр.
0/5
При выполнении испытательного полёта, в ходе которого отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования при отказе всех генераторов, во время имитации отказа из-за низкого напряжения отключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Малая высота полёта и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили повторно запустить их в полёте, после чего экипаж принял решение приводниться на акваторию Икшинского водохранилища. Во время посадки самолёт не получил серьёзных разрушений, но был списан и использовался в качестве тренажёра.
30.10.1972
DM-SCA
Берлин (аэрп. Шёнефельд)
0/н.д.
При посадке в сложных метеоусловиях не смог вовремя остановиться и выкатился за пределы ВПП.
30.06.1973
65668
близ Аммана
7+2/85
Прерванный взлёт из-за ложного мнения у проверяющего о снижении скорости. Самолёт выкатился за пределы ВПП и столкнулся со зданием, разломившись на три части.
01.09.1975
DM-SCD
Лейпциг
27/34
При снижении забыли проверить высоту, самолёт зашёл на посадку ниже глиссады и разбился. КВС был приговорён к пяти годам тюрьмы, остальные выжившие члены экипажа - к трём.
02.01.1977
OK-CFD
Прага
0/48
Столкнулся на ВПП со взлетавшим Ил-18
02.04.1977
YU-AJS
Либревиль
8/8
Грузовой рейс, разбился при посадке
21.09.1977
HA-LBC
Румыния
29/53
Разбился при снижении, экипаж не заметил потерю мощности двигателей
22.11.1977
DM-SCM
Берлин
0/74+
При посадке забыли отключить автопилот
16.03.1978
LZ-TUB
около Врацы
73/73
В процессе набора высоты на отметке 4900 метров, произвел разворот на 135 градусов и начал снижение с большой скоростью, которое затем перешло в беспорядочное падение. Причину установить не удалось.
22.03.1979
65031
Лиепая
4/5
Перегруженный самолёт разбился, пытаясь сесть в сложных метеоусловиях.
19.05.1979
65839
Уфа
0/90
Выполнял посадку с превышением скорости и с заторможенным шасси. Из-за разрушения колёс выкатился с ВПП и загорелся
31.05.1979
65649
Тюмень
0/н.д.
При посадке взорвалась шина шасси, вышла из строя гидравлика. Самолёт сгорел.
11.08.1979
65816
Днепродзержинск
94/94
Столкнулись в воздухе из-за ошибки диспетчеров
65735
84/84
23.01.1980
SP-LGB
Варшава
0/н.д.
Выкат с ВПП при посадке
06.01.1981
65698
Адлер
0/н.д.
При посадке отказали тормоза
28.06.1981
65871
Симферополь
0/н.д.
При посадке взорвалась шина шасси
17.06.1982
65687
Североморск
15/16
Самолёт - лаборатория ЛИИ. Экипаж игнорировал предупреждения диспетчера, отклонился от курса посадки, столкнулся с радиомачтой на вершине сопки и разбился. КВС остался жив.
14.08.1982
65836
Сухуми
11+0/82
На полосу, с которой взлетал Ту-134, выехал L-410
17.06.1983
65657
около Гали
0/н.д.
Попал в зону турбулентности, благополучно сел, но получил критические повреждения.
30.08.1983
65129
около Алма-Аты
90/90
По указанию диспетчера снижался вне схемы захода, ночью, в горной местности. При срабатывании сигнализации опасного сближения с землей, экипаж думая, что полет происходит под контролем расценил её как ложную и поздно начал маневр уклонения.
18.11.1983
65807
Тбилиси
7/64
Попытка захвата лайнера. КВС резко повернул самолёт, находившиеся в кабине террористы не смогли вести прицельный огонь и были вытеснены оттуда. После возврата в аэропорт Ту-134 штурмовал спецназ. Лайнер получил критические повреждения и был списан.
1984
65095
Минск-1
0/0
Пожар при ремонте на минском авиаремонтном заводе, самолёт списан.
10.01.1984
LZ-TUR
София
50/50
Разбился, пытаясь сесть в метель.
25.05.1984
02 красный
около Донецка
7/7
Военный самолёт потерял управление и развалился в воздухе. Неправильно проведён ремонт демпфера рыскания.
01.02.1985
65910
около Минска
58/80
Разбился при взлёте. В двигатели попали куски льда с обледеневшего крыла.
03.05.1985
65856
около Львова
15+79/79
Из-за ошибки авиадиспетчера столкнулся в воздухе с военно-транспортным Ан-26, вылетевшем изо Львова в Москву.
22.06.1986
65142
Пенза
1/59
Прерванный взлет, выкат с ВПП. У одного пассажира случился сердечный приступ
02.07.1986
65120
Сыктывкар
54/94
Пожар на борту.
19.10.1986
C9-CAA
Драконовы горы
34/44
Разбился при заходе на посадку во время грозы. Президент Мозамбика Самора Машел погиб.
20.10.1986
65766
Куйбышев
70/92
КВС поспорил, что посадит самолёт по приборам. Приговорён к 6 годам тюрьмы.
12.12.1986
65795
Берлин
72/82
Не понял диспетчера, пытался сесть на закрытую полосу.
23.07.1987
65874
аэропорт Ивано-Франковска
0/н.д.
Из-за перегруза командир экипажа принял решение взлетать от самого торца ВПП. Разворачиваясь, самолёт зацепил «улавливатель самолетов», служивший в качестве аварийного средства остановки истребителей. Из-за полученных повреждений машина была списана и передана в качестве наглядного пособия в Рижский институт инженеров ГА.
17.02.1988
VN-A108
Ханой
0/н.д.
Жёсткая посадка. Самолёт списан.
27.02.1988
65675
Сургут
20/51
Разбился при заходе на посадку
09.09.1988
VN-A102
около Бангкока
76/90
Заходил на посадку в грозу
11.10.1988
OK-AFB
Прага
0/н.д.
Грубая посадка. Уцелевший фюзеляж использовался как закусочная.
28.07.1989
65670
Улан-Удэ
0/н.д.
Военный самолёт. Ночью «сел» за 300 м до ВПП.
30.12.1989
65849
Новый Уренгой
0/н.д.
Разрушение стойки шасси. При ремонте повреждения усугубились, самолёт списан.
13.01.1990
65951
у Первоуральска
27/71
Из-за пожара на борту совершил вынужденную посадку на заснеженное поле, где врезался в систему орошения
12.01.1991
VN-A126
Хошимин
0/76
При заходе на посадку резко потерял высоту
24.01.1992
65053
Батуми
0/н.д.
Выкат с неочищенной от снега ВПП при посадке
27.08.1992
65058
Иваново
84/84
Заход на посадку в 2 км правее ВПП. Не смог уйти на второй круг.
29.08.1992
65810
Харьков
0/н.д.
Выкат с ВПП, списан на запчасти.
20.09.1993
65809
Сухуми
0/н.д.
Уничтожен на земле огнём абхазских войск.
21.09.1993
65893
Сухуми
27/27
Уничтожен абхазским ракетным катером на глиссаде. Упал в море.
23.09.1993
65001
Сухуми
1/н.д.
Уничтожен миномётным огнём абхазских войск.
22.02.1994
HA-LBP
Будапешт
4+0/0
В ангаре, где лайнер готовили к полёту, загорелся чистящий раствор.
07.05.1994
65976
Архангельск
0/62
При посадке из-за низкого давления в гидросистеме не вышла правая стойка шасси.
09.09.1994
65760
около Жуковского
8/8
Столкнулся с Ту-22М, который должен был «преследовать» и снимать на тепловизор во время испытательного полёта. Ту-22М сумел совершить успешную посадку на аэродром.
18.11.1994
HA-LBK
Будапешт
0/н.д.
При посадке после тренировочного полёта не вышла носовая стойка шасси.
01.12.1994
/
65896
/
Грозный
0/0
Уничтожены в ходе авиаудара по аэропорту Грозного.
/
65858
/
65030
/
65014
/
65075
15.04.1995
OB-1553
Лима
0/73
При посадке заклинило шасси.
24.06.1995
65617
Лагос
16/80
Выкатился с ВПП при посадке в ливень. Самолёт был арендован нигерийской Harka Air.
24.10.1995
65855
Слепцовская
0/0
Повреждён при артобстреле, списан.
05.12.1995
65703
Нахичевань
52/82
Левый двигатель отказал при наборе высоты, однако экипаж по ошибке отключил правый. При вынужденной посадке врезался в ЛЭП.
16.11.1996
VN-A114
Дананг
0/н.д.
Носовая стойка подломилась при движении по рулёжным дорожкам
03.09.1997
VN-A120
Пномпень
64/66
Разбился, пытаясь сесть во время ливня.
1997
65785
Шереметьево
0/0
На стоянке в самолёт врезался грузовик, управляемый нетрезвым водителем. Впоследствии самолёт перелетел на авиазавод в Минск, но там восстановление было признано нецелесообразным.
23.09.1999
/
65626
/
Грозный
0/0
Уничтожен в ходе авиаудара по аэропорту Грозного
18.01.2002
65004
Пулково
0/0
Поврежден при ремонте. Списан.
04.03.2002
н.д.
Моздок
0/н.д.
Борт ВВС РФ. В условиях сильной метели совершил посадку за 450 метров до ВПП.
24.06.2003
65929
Нягань
0/11
Не смог взлететь после некачественного ремонта
24.08.2004
65080
Тульская область
43/43
Взорван террористкой-смертницей.
10.07.2006
05 красный
на авиабазе РФ в Гвардейском
0/29
Борт Главкома ВМФ. После попадания при взлёте птицы в турбину КВС принял решение о перекращении взлёта практически на отрыве. Самолёт выкатился по курсу взлёта, миновав ближний привод. Подломил основные стойки, загорелся. Все пассажиры остались живы, самолёт полностью сгорел.
17.03.2007
65021
Самара (аэрп. Курумоч)
6/57
Самолет авиакомпании «ЮТэйр» разбился при посадке из-за ошибок диспетчеров и экипажа. Обязан был уходить на второй круг.
26.03.2009
65981
Долинск
0/н.д.
Борт ВВС РФ. Прерванный взлёт во время снежной бури, самолёт повреждён и списан.
20.06.2011
65691
Петрозаводск
47/52
При выполнении захода на посадку в неблагоприятных погодных условиях командир экипажа, в условиях отсутствия визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, поддержав решение штурмана, находящегося в легкой степени алкогольного опьянения, и фактически отстранив второго пилота от управления, принял решение не уходить на второй круг, из-за чего самолёт снизился ниже установленной минимальной безопасной высоты и столкнулся с деревьями и землей.
14.10.2011
RA-65143
Новый Уренгой
0/74
Пожар двигателя при взлёте. Списан.
28.12.2011
EX-020
Ош
0/88
При посадке выкатился за пределы ВПП, завалился на бок и загорелся.
Источник:
http://www.obobrali.ru/2013/09/spisok-katastrof-i-poter-samolyota-tu-134-vseh-modifikatsiy/