Открытое обращение Министру просвещения РФ о развитии школьного образования

Mar 22, 2021 10:54


ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

директора АНО «Центр стратегического развития»

Хрыкова Владимира Павловича

Министру просвещения РФ

Сергею Сергеевичу Кравцову

Состояние системы школьного образования в России невозможно оценить однозначно: с одной стороны, постоянный рост технологических внедрений, а с другой, растущий дефицит педагогических кадров и повышение уровня безграмотности школьников. Данные тенденции нельзя не замечать, любое соприкосновение с системой школьного образования демонстрирует эти факты. Полагаю, что для предотвращения указанных тенденций, необходимо общеобразовательную школу рассматривать как элемент экономической и социально-культурной систем.

Образование связано с уровнем экономики и требованиями социально-культурной системы, по сути, образование подчинено стандартам экономики и культуры: если мы собираем ягоды, то образование должно учить собирать ягоды, соответственно и жить как сборщики дикоросов; если мы производим подшипники, то образование должно быть такого же уровня, обеспечивающего нормы социально-культурной жизни этого уровня. Образование - это не только буквы и цифры. Образование - это уровень экономики и культуры, формируемое гуманитарно-общественными и технико-природными науками.



Именно поэтому, школа - фундамент экономики страны, но вот какой класс прочности у фундамента, должно быть определено через экономические и социальные цели государства, «то ли 1:7, то ли 1:3»[1], а может по-иному? Эти пропорции должны сформировать общество и государство, иначе «песок фундамента» не выдержит опор, где инженера не захотят собирать ягоды, а "житель леса" не будет способен производить подшипник!

Приведу в пример короткое описание восстановления одной лишь отрасли экономики - отрасли производства подшипников: «Восстановить производство подшипников в короткий срок невозможно. Надо лет 20! Это целый комплекс: сами заводы по производству подшипников, головной НИИ, КБ по проектированию специальных станков для подшипниковых заводов, заводы. Кроме того, необходимо оснащение производства подшипников специальными приборами контроля. В мире, в последние годы, резко возросла номенклатура подшипников, в том числе, появились конструкции подшипников под конкретное изделие. Производство точных подшипников - 4-го и 2-го класса и "Т" (1-го), является показателем развитой страны».

На основании вышеизложенной базовой проблематики развития системы образования, предлагаю Вам проанализировать предлагаемые мною проблемные позиции и варианты их решения в отрасли образования:

1. Полагаю, что первой проблемой является дифференциация школ. Наивно считать, что школа в академгородке по составу учеников равна школе в отдаленном поселении, где на весь поселок с высшим образованием лишь участковый врач и некоторые учителя. Этот вопрос кардинально важен, поскольку вопрос социализации человека начинается не с учебной программы, а с уровня развития его родителей и окружения. Данное обстоятельство дает основание для тезиса о том, что освоение одной и той же программы для ученика А из академгородка и ученика Б из деиндустриализированного поселения будет разным.

Понятно, что в настоящее время школам дано право самостоятельно составлять учебную программу, но возникает логичный вопрос о наличии в школе такого уровня специалистов, готовых такую программу разработать, поскольку это междисциплинарная психолого-педагогическая и методическая работа, уникальная для каждой территории, требующей еще и первичного комплексного изучения самой территории.

Для решения данной проблемы, предлагается, в помощь школе, задействовать региональные институты развития образования совместно с педагогическими институтами и колледжами при содействии центров психологической помощи, координационную работу целесообразно возложить на учебно-методический отдел городских или районных управлений образования, контроль за исполнением данной работы должен быть возложен лично на главу Администрации муниципального образования. На выходе, за несколько лет совместной работы (2-3 года), школы получат разработанный комплект уникальных образовательных программ, адаптированных к местности расположения школы, а Министерство просвещения РФ получит уникальную информационную базу по проблематике школ России.

Кроме того, полагаю, что действенной мерой станет применение внедряемого сейчас института тьюторов, которых следовало бы использовать не для учеников с ОВЗ (перегружая перегруженные школы), а для мотивации и развития отстающих учеников. Тьютор должен стать коммуникационным посредником между учеником и учителем-предметником / школьным психологом, помогая, закрепленной за ним, небольшой (3-5 человек) группе отстающих школьников.

2. Положение учителя, в настоящее время, является крайне неопределенным. Перепутанность и множественность педагогических позиций, ставит в когнитивный диссонанс учителей, заставляя все более и более имитировать деятельность. Неопределенность процессов воспитания и образования, попытка в школу ввести родителей, многих из которых нужно самих перевоспитывать, не создает для учителей нормальной рабочей обстановки. Государство пытается одновременно что-то внедрить, но, не разобравшись с масштабами самой большой страны в мире, делает это однобоко. Предлагаю решить данную проблему через внесение в ФЗ «Об образовании» дополнительной статьи «О статусе учителя общеобразовательной школы и воспитателя дошкольного учреждения», где определить права учителя, его положение в обществе и государстве, вплоть до введения отличительных знаков, а также защиту учителя при выполнении им должностных обязанностей. В Кодекс об административных правонарушениях РФ, предлагаю, ввести норму о штрафных санкциях для родителей учеников, которые на уроке применяют оскорбительные или провоцирующие действия в отношении учителя или угрожают учителю; наделить правом учителя самостоятельно делать запрос, который должен в обязательном порядке быть рассмотрен по государством установленной единой схеме, в органы по защите прав ребенка (уполномоченный по правам ребенка региона) о необходимости индивидуальной работы с семьей, вызывающего опасение школьника. Ввести в правоприменительную практику советский опыт «оставления на второй год», используя данный метод в идеологии не наказывающего инструмента, а как мотивацию для родителей и учеников с обязательной постановкой, оставленного на второй год ученика, в специальный региональный реестр «второгодников».

3. Вызывает вопросы психологическое сопровождение коллективов школ. Известно, что одна или две ставки психолога не решает задачи работы с детьми. Причин тут две:

- не все школьные психологи могут решить те вопросы, которые возникают в школах,

- один или два психолога не могут контролировать 500 или 1000 учеников.

Именно поэтому, целесообразно внедрить подрядный характер работы психологических учреждений со школами (в том числе и частных организаций), когда команда психологов, а иногда и невролога с психиатром, могла бы выезжать в школы для обследования и проведения профилактически-реабилитационных мер. Данная работа вполне могла бы заменить недостающих психологов в школе, а в отдаленных школах, очень часто, найти психолога просто не возможно (прошу не путать этот тезис с имеющимися психолого-педагогическими комиссиями, работа «в поле» и работа комиссии - разная).

4. Информационные технологии, которые федеральными программами активно внедряются в школы, очень часто не обеспечены кадрами в самой школе. Предлагаю этот вопрос решить на основании привлечения сторонних организаций, которые могли бы заключать договора с городскими/районными управлениями образования, поскольку, каждой школе такие специалисты нужны не чаще одного раза в месяц (часто реже) или в случае форс-мажорных обстоятельств.  К тому же, эта мера будет являться важной мерой поддержки государством частного малого бизнеса.

5. Остается важной проблемой вопрос профессионализации школьников. Опыт многих современных школ и опыт советского союза показывает положительную сторону овладения профессией в школе. Полагаю, что данная практика должна идти по пути партнерства школ с близлежащими предприятия, а в случае их отсутствия в направлении организации производственного модуля по выпуску продукта, имеющего востребованность на данной территории. Данную практику адекватно применять в корреляции с пунктом 1 настоящего Обращения, то есть с учетом той уникальной учебной программы, соответствующей местной территории, которая будет разработана для конкретной школы. Данный механизм продолжит работу по развитию применяемого в школах обязательного индивидуального проекта, но усилит его осмысленность и задаст практикоориентированность.

6. Эффективным мотивационным инструментом и технологией самостоятельной работы, в том числе, компенсирующей очное преподавание в классе, являются учебники. Основное требование к учебнику должно быть следующее: его логичность, доступность в понимании и связь с ранее изученным материалом (вплоть до указания на страницы, связанного с темой прошедшего материала).

В настоящее время, школьный учебник, в большинстве случаев, не отвечает данным требованиям. По сравнению с учебниками периода начала 00г., учебники получили более яркое оформление, качественно проиллюстрированы, но логичность и доступность оставляют желать лучшего. Для доказательства я могу привести два учебника (внесенный в список Минпросвещения и не внесенный): Учебник по географии 8 класс (Полярная звезда), авторы Алексеев А.И. и Николина В.В. и учебник География 8 класс, авторы Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И. Достаточно просто прочитать эти два учебника, чтобы понять разницу между фрагментированным учебником серии «Полярная звезда» и вторым учебником, написанным в духе познавательной книги. Ляпы в учебниках российской школы не редкость, например, для литературного окраса темы, можно вспомнить термин «семейство» (в словаре этот термин определен как разговорный или как определяющий ранг в биологической семантике), который использует учебник по истории 6 класса: «… стоял государь всея Руси и его семейство» (параграф 31, стр. 101, История России, 6 класс, ч.2, Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, 2020). Таким образом, вопрос качества учебников должен стоять на повестке российского государства как вопрос национальной безопасности, ибо это не только лишение/снабжение ученика доступным и автономным инструментом обучения, но и отвращение/приучение школьника к чтению, любви к книге и учёбе.

С уважением,

директор Центра стратегического развития,

основатель Общественной Академии стратегического проектирования

Хрыков В.П.

[1] Имеются в виду пропорции соотношение цемента и песка при изготовлении бетона

Up