Журналист-бренд и журналист, работающий на бренд

Apr 01, 2013 06:32


Originally published at 700 Слов. You can comment here or there.




В книге Гари Беквита “Продавая незримое” среди прочих занимательных советов и рекомендаций есть маленький текст, наглядно демонстрирующий причины провала большинства уникальных журналистских коллективов, покидающих издания по тем или иным причинам. Беквит называет это эффектом торговой марки, то есть у журналиста, да и любого сотрудника любой компании, есть торговая марка, либо собственная, либо той компании, в которой он работает. Например, “Дождь” и Кашин - это равносильные торговые марки. Как “Дождю” по большому счету плевать, кто там работает - бренд все вытащит, так и Кашину плевать, на чьем содержании он в данный момент находится - его все равно будут читать.

Забавно, но журналистов-брендов не так много, но в то же время их имена редко связаны со скандалами о разгоне очередной редакции бездельников-интеллектуалов. Глупо выглядел бы заголовок “Парфенова уволили и он решил делать свое СМИ”, не так ли? В то же время большинство обыкновенных функционеров от журналистики поддаются на соблазн принять все лавры возглавляемых ими СМИ на свой счет. Таких случаев полно - плеяда главных директоров была выгнана ссаными тряпками в этом году, но что-то ни один из них до сих пор нигде не всплыл.

Ошибка этих деятелей заключается в том, что есть два пути - оставаться просто журналистом или становиться журналистом-брендом. В первом случае действительно можно не обращать внимание на происходящие вокруг процессы, плыть по течению, заявлять “я творец, а деьги - это грязные пошлые бумажки”. Во втором случае как и в любом бизнесе человек понимает, что бумажки, возможно, пошлы и грязны, но это вовсе не отменяет необходимости соблюдать баланс дебета и кредита в собственной бухгалтерии. Потому у Кашина и Парфенова все будет хорошо при любым общественно-политических раскладах. Первый подстроится, а второй пойдет снимать очередной исторический сериал. Про Троцкого, например, или про Сталина - в зависимости от того, куда подует ветер политических перемен.

За примерами из близкой вам тусовки ходить далеко не надо. Оглянитесь вокруг, и вы с легкостью определите, кто из коллег поймал звездочку, кто ведет себя не слишком адекватно. Обычно это проявляется в разных степенях понятия “сначала добейся”. Например, работает человек в посещаемом портале, и хвалится, как его заметку десять тысяч человек прочитало. При этом он даже не задумывается, что при постановке любого текста в этот слот читателей наберется столько же, плюс минус. Происходит это из-за того, что творцы творцами, а в СМИ есть и технический отдел, который отвечает за посещаемость и нагон хомяков с поисковых систем, агрегаторов и других источников. Проще всего понять, сколько тебя действительно читает человек, можно через собственный блог. Не удивительно, что большинство журналистов его не ведут, кому ж приятно осознавать, что на самом деле тебя читают не десятки тысяч, а в лучшем случае пара сотен.

Идеальный журналист это тот, кто четко понимает соотношение составляющих его профессионального успеха. Обычно, само издание, где он работает, дает журналисту 90% его читателей. Остальное журналист нагоняет сам, через свои профили в соцсетях, блоги, активность. Идеальных мало, но они есть, некоторых даже знаю лично. Но по большей части наши коллеги не стоят и сотой части бренда, на который они работают. К сожалению.

Держитесь за свою торговую марку
Возможно, это типичная история диких джунглей рекламного бизнеса, однако люди склонны забывать о заключенной в ней морали.
На рынке появляется новое популярное рекламное агентство. Оно завоевывает десятки призов и любовь прессы, с готовностью кидающейся на все новое и популярное. Со временем это новое агентство получает большой заказ. И если удача и мастерство на их стороне и агентство справляется с ним, оно в результате получает еще больше новых заказов. Это агентство становится торговой маркой.
Все довольны. Или почти все. Недовольны Джордж, Эд, Мэри и Нэнси - та команда, которая, собственно говоря, и сделала всю работу, лавры от которой достались их компании. Преисполненные уверенности в себе, эти четверо тайно встречаются и принимают решение: они забирают свое вдохновение, свои наработки и свой бесспорный талант и переезжают в миленькое местечко в центре города, чтобы основать свое собственное популярное агентство.
Помните, что Джордж, Эд, Мэри и Нэнси составляют команду, в которую входят представители по работе с заказчиками и прессой, автор текстов и художник, создавшие те самые прекрасные образцы рекламы, которые и принесли популярному агентству его популярность. Они - те самые люди, которым Coca-Cola доверила 60 миллионов долларов.
И чем же заканчивается эта история? Живут ли ее герои, как в сказках, - долго и счастливо? Увы, нет. Их новое агентство время от времени получает хорошие заказы то тут, то там, но годами они страдают от недостатка бюджетных средств, публикаций становится все меньше, и растет ощущение, что чего-то не хватает.
Что случилось? Джордж, Эд, Мэри и Нэнси по-прежнему обладают талантом и опытом, но они утратили торговую марку.
Торговая марка - вот все, что они потеряли, но эта потеря невероятно велика.
Наша четверка продолжает бороться, надеясь на то, что рано или поздно клиенты осознают всю глупость преклонения перед торговыми марками и поймут, что их команда представляет собой все то же агентство, только под новой крышей, - и вдобавок с куда меньшими накладными расходами.
Так продолжается еще некоторое время, пока однажды в пятницу Джордж не закрывает за собой двери их нового агентства в последний раз.
Причина их падения не в плохом планировании, не в неожиданном исчезновении вдохновения и даже не в неблагоприятной экономической ситуации. Причина - в торговой марке, которую они утратили и не смогли создать заново.
Очень опасно недооценивать то, какую важность имеет ваша торговая марка. Создать новую очень трудно.

Мало? Вот еще можно почитать

размышления, Личное, работа, журналистика, Рабочее

Previous post Next post
Up