Монетизация личности

Jul 28, 2010 17:28

Crosspost из Facebook


Я хотел написать об этом уже давно, но московская жара, попахивающая Веллером и его рассказом "Б. Вавилонская", располагает больше к амебному существованию, нежели к активной мозговой деятельности. Плюс ко всему, размышления мои строились вокруг анализа поведения нескольких весьма известных персонажей, которые несомненно прочитают эту заметку (не сами, так верные псы донесут). В связи с этим хотелось избежать лавин ментального поноса, который генерируется в процессе понимания, что мир не так идеален, как кажется. Ну да Бог с ними.

Социальных медиа не существует. Именно так, очень категорично и прямолинейно. Не существует никаких PR-кампаний в социальных сетях или даже интернет-медиа. Сформировавшийся в тучные годы интернет-рынок предполагает совершенно иную схему распределение кусков пирога. Вот некоторые думают, что пирог - он большой, всем хватит хотя бы по кусочку. В военное время тоже всем должно было хватить, если бы на хлеборезке не работали толстомордые товарищи. Вокруг голод, а они аж лоснятся. Почему? Ну тут я не открою Америки, ведь по грамму от каждой пайки - это килограмм с тысячи пайков, ну а тысяча - это не так много. Помимо грамма с каждого, можно увеличить и количество "каждых", сделать это было не сложно, если кто-то умирал, то это до самого последнего момента скрывалось. Некоторые не умирали - их съедали, но это, конечно, совсем другая история. Так вот, в результате вокруг хлеборезки сразу же возникала целая иерархическая структура, которая в момент обращала весь процесс поставки благ населению в процесс поставки благ системе. На этом экскурс в принципы построения современного интернет-рынка стоит остановить и перейти к следующему шагу, а именно - поговорим о личностях.

В любой схеме, сходство с которой имеет ситуация, описанная мною выше, строится на личностях. Но эти личности берутся не из неоткуда, они сами прокладывают себе дорогу к кормушке, ну, может, с помощью связей - так это ведь тоже надо заработать. В общем, путь к становлению Личности (с большой буквы Л) долог, усыпан отнюдь не розами и, зачастую, меняет моральные устои личности до неузнаваемости. На Луркморе есть такой термин - ЧСВ, чувство собственной значимости. Это идеальный показатель того, как достигший реальных успехов человек пытается не заниматься своим делом, жить спокойно, растить детей или виноград, а в определенный момент решает, что он - над системой, благодаря которой он всего достиг. Ну если перевести на хлеборезку, то можно сказать, что хлеборезчик начал слать в далекое эротическое путешествие того, кто крышует его работу. Не удивительно, что результаты такой деятельности могут быть самыми удручающими. В сегодняшнем мире процесс может затянуться, звезда будет закатываться долго, и вот почему.

Любая медиа-личность получает признание только после того, как она становится количественно значимой величиной, то есть "тысячником", "миллионником" и т.д. Другими словами, измерение человека, который страдает завышенным ЧСВ и находится в зоне риска, производится сугубо цифрами. Я не знаю почему, но достигнув определенных результатов человеку начинает казаться, что дальше будет все очень просто, забывая, что падать тяжелее с более высоких этажей, нежели с балкона второго этажа. Более мудрые хлеборезы, понимая, что положение не такое уж и безоблачное, готовят плацдармы, если не к отступлению, то хотя бы к обороне. В реальной жизни эти плацдармы - некие тусовки, где "один за всех и все за одного". Не те сборища пьяниц, а именно небольшие компании схожих по статусу людей, главной целью которых является "цементирование" общего фундамента. Ярким примером является небезызвестный всем товарищ Антон Носик - эталон пиления бабла и изображения кипучей деятельности. Кто скажет, что Антона можно "утопить"? Дураков, надеюсь, нет. Антон за свою долгую интернет-жизнь хоть и нажил огромное количество врагов, но всегда - всегда - совершал свои действия с оглядкой, с предосторожностью, с национальным чутьем. Но подобных примеров мало, зато обратных - много.

По сути, личность в интернете должна быть размыта, но мы присутствуем при уникальном и, я бы сказал, парадоксальном явлении - монетизируются не медиа-площадки, но личности. В журналистике "звезды" имели реальный вес в прошлом веке, происходило это из-за неспособности оперативного информирования и, как следствие, большого влияние на потребителя информации конкретным ее доносчиком - журналистом. Сегодня же в условиях информационной трубы, в которой, подобно фекалиям в канализации, с огромной скоростью несутся информационные сообщения. Пользователь в подобных условиях ловит и формирует собственные каналы информации, инструментов - масса. Но личности так просто плацдармы не сдают, более того, если за рубежом монетизируется труба, то у нас в России монетизируется личность. Монетизируется не через пользователей, но через рекламодателей. Спросите любого "русского" рекламодателя - почему он приобрел пакет рекламы именно на этом ресурсе или организовал кампанию именно в этой социальной сети. Практически никто вам не будет рассказывать о том, что они долго (и главное - самостоятельно) изучали площадки, всем налили в уши знатные личности, главное умение которых - хорошо парить мозг. Конечно, это тоже профессия, требующая определенных знаний, умений, ресурсов. Сегодня не НЭП, просто так в уши меда не нальешь. В ход идут излюбленные способы - компоновка аналитических отчетов и рассказы о светлом будущем. Если бюджет особо крупный - не преминут вылизать заднюю часть тела. Все равно никто не узнает, так почему бы и нет. В результате деньги до рынка не доходят, они остаются в том самом коллекторе, который был сформирован личностями, выпестовавшими схему за последние пять лет.

Система, описанная мною, имеет разные точки соприкосновения с реальностью. Я ни в коем разе не претендую на объективность, более того, в современном мире объективность - это субъективная точка зрения, подкрепленная субъективной выборкой информации и фактов. Если раньше четвертой властью называли журналистов, то сегодня я могу с полной уверенностью заявить - свой власть они без боя сдали аналитикам. А честных аналитиков не бывает, поверьте на слово.

Размышления по работе

Previous post Next post
Up