«Русский государь должен быть русским в своем сердце, если он хочет жить в сердце русских».
В. А. Жуковский
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
Наш сегодняшний кризис напоминает Смутное время. И нужно спасать Россию. Мы сочувственно повторяем слова «Молитвы за Россию»: «Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву; пошли, Господи, народу чуткость сердца; да разумеет он речи избранника». В Вас, Владимир Владимирович, мы видим Избранника, призванного нашей историей, судьбой нашей многострадальной - и великой - Родины не дать погибнуть русскому народу и другим народам нашей страны, нашему Великому Отечеству.
Россия сейчас на страшном крестном пути. Самое больное в нашей судьбе - депопуляция русского народа: его медленное умирание и умерщвление. Это наша драма и даже трагедия. Причина: «верхушка», утратившая национальное чувство, враждебная исторической России и русскому народу, не дорожащая национальными интересами и ведущая политику на разрушение исторической России. Нарастающее предательство «наверху», - сознательное и неосознанное. Россию катят вниз.
Огненный вопрос сегодня - национальный: спасение исторической России и русского народа от гибели. Спасение - это осевая идея: мы стоим у последней черты, у наших ног - затягивающая пропасть.
Крайне тревожит подорванность и резкое ослабление энергии народного духа; уныние, пессимизм как массовое распространенное явление; нередкая депрессия - 40% людей на приеме у врача сетуют на депрессию.
Дух народности - краеугольный камень и в здании России, и в судьбе каждого человека. Он является опорой нашего государства, его фундаментом. В нем - мощь государства - интеллектуальная и духовно-нравственная. Этот дух означает уважение своей самобытности, недопущение презрения человека к самому себе и своему народу. Народный дух означает: для русского имя имеет «силу неисповедимую».1 Это всё в прошлом.
В этом же ряду - кризис этнической идентичности, порушенная идентичность, утрата идентичности. Распространены настроения национального самоуничижения: «Мы хуже, чем они», «Мы - никто и звать нас никак». Это - мазохизм. А идентичность есть стержень человека. Идентичность - это соответствие личной индивидуальности народному своеобразию и самопознанию. Это родство нынешнего человека с человеком прежних исторических эпох, то есть духовная преемственность. Это видение своеобразия народной души - её величия и слабых сторон. И в истории и в современности. Это вера в свой народ, в страну. Это сохранение родного языка, великой культуры, духовно-нравственных основ бытия. Это, в сущности, ответ на вопросы: «Кто я?» «С кем схож и с кем не схож?» Вот главные ценности идентичности: самопознание, личная совесть, чувство собственного и общенародного достоинства, национальная гордость.
Вспомним, как тревожились наши пращуры и как озабочены были наши великие соплеменники-патриоты. Государственный деятель П. И. Шувалов (1712-1762) предложил Императрице Елизавете Петровне руководствоваться главным принципом управления страной - сбережение народа.2 М. В. Ломоносов оставил мудрейший завет. Он звучит так: «О сохранении и размножении российского народа».3 В наши дни для спасения Отечества А. И. Солженицын предложил как национальную идею - идею сбережения народа. 4 Имелось и имеется в виду не только количественное сохранение и увеличение численности народа, но и его духовно-нравственное здоровье, создаваемое культурным творчеством. А ведь с этим дела у нас обстояли и обстоят неважно.
Серьезные перемены, которые все явственнее обнаруживаются в наше время, вызывают чувство глубокой тревоги. Судьба всего нашего народа, душа и судьба каждого человека находятся в серьезной опасности. Пережитые нами последние десятилетия (и переживаемые нами дни и годы) оказались временем нарастающего духовно-нравственного народного и личного падения. Сегодня национальное и личное самосознание «опущены» небывало низко разрушительным образом жизни весьма многих, внушаемым пренебрежением к великим традициям национального просвещения, воспитания и образования. Народный дух, всеобщий и личный миры наших судеб опасно надломлены. От великих народных и благородных личных добродетелей в нашем времени остается все меньше.
Вот в нескольких поэтических строках переживаемое нами трагическо-драматическое состояние страны и народа:
Туман остался от России,
Да грай вороний от Москвы.
Еще покамест мы живые,
Но мы последние, увы.
Шагнули в бездну мы с порога
И очутились на войне....(Ю. Кузнецов).
А вот А. Дербенев:
Слово «русский» - под запретом.
Не с кем душу отвести.
Русский я. Я буду третьим.
Где двоих еще найти?
И еще один - «третий», Н. Мельников:
Слез Россия не считает,
Все века в слезах живет,
Но уже заметно тает
Несгибаемый народ...
Да, идет новая война. Духовная!
Кто виновен? Где роковая ошибка? Вот поучительные строки неизвестного поэта:
На нездешнюю силу
Не греши, не кивай -
Здесь, у нас, совершилось, -
И отнюдь - невзначай.
Не по воле всесущей,
А по нашей вине:
Хлеб искали насущный
На чужой стороне.
От родного истока -
Торопливой ногой,
Русский Бог - за порогом,
Горемычный изгой...
Бесприютна чужбина
И не исследны пути,
Горек запах полыни
И ни зги впереди.
«Хлеб насущный искали на чужой стороне». Так было прежде. Так и сейчас.
Нужны сиюминутные выходы:
- забота о физическом здоровье народа;
- превышение рождаемости над смертностью: нужно, чтобы русский народ перестал вымирать от трудновыносимых условий жизни;
- проявление государственной заботы о практическом устроении жизни, совершенствовании форм жизни и быта.
Требуются: надёжные органы государственной безопасности, сильные армия и флот, обеспечивающие свободу страны, её суверенность.
Не обойтись без поголовного ломового труда всего народа: все трудятся.
Плодотворный урок
У нас были и есть самобытники-патриоты и западники-космополиты. Между ними - многовековая борьба. Идея самобытников: Россия - православно-русская цивилизация, её надо строить на основе «почвенных» традиций, её нельзя превращать в страну западного типа; у неё другие начала быта и бытия. Она может естественно расти только изнутри, сохраняя независимость государственного организма. А идея западничества: Россия - безнадежно отсталая страна; самое разумное - превратить её в страну западного типа; путь к этому - учиться у Европы; поиски своего собственного пути жизни - пустая затея; а сами пойти вперёд мы не можем.
Водораздел, размежевание, идет борьба быта и бытия - по линиям духовной и материальной, ценностей абсолютных и относительных. С одной стороны: бытовой комфорт, гедонизм, наслажденчество материальными благами, потребление, деньги, прибыль, радующее богатство. С другой стороны: смысл материальных богатств - в их полезности, необходимости для жизни (достаток, пища, одежда, экологически чистая среда обитания, удобное жилище). Это не отрицается. Это положительные ценности, необходимые ради творческой самореализации человека. Они значимы, если соединены с высокими нравственными идеалами.
Вот оценка А. С. Пушкиным «европейничания» (1830 г.), намного опередившая свой век и являющаяся для нас маяком: «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою; история её требует другой мысли, другой формулы». 5
Вот Н. В. Гоголь (1809-1852), великий русский наставник. У него мы встречаем такое утверждение (1844): «Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиваться, и захламостить его чужеземным навозом».6
Еще Н. В. Гоголь. В 1847 году он писал: «...Я был убежден всегда, что если при этой похвальной жадности знать чужеземное упустишь из виду свои русские начала, то знания эти не принесут добра, собьют, спутают и разбросают мысли, наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их. И прежде, и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко узнать свою русскую природу и что только с помощью этого знания можно почувствовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы, которая сама этого не говорит». 7
Н. В. Гоголь обращался к верхам и образованному обществу с призывом: «...Мыслить и жить своим умом, а не чужеземным».8
Министр народного просвещения С. С. Уваров (1766-1855), автор немеркнущей формулы «Православие. Самодержавие. Народность», многократно повторял, что Россия не должна повторять западный путь.
В 1835 году П. Я. Чаадаев писал: «...Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед»9. В письме к парижанину, графу Сиркуру, он утверждал, что освобождение русской культуры наступит только в том случае, если мы сумеем свергнуть иго вашей культуры, его просвещения и авторитета и станем истинно свободны от влияния чужеземных идей. По П. Я. Чаадаеву, «вторжение западных идей - идей, отвергаемых всем нашим историческим прошлым, всеми нашими национальными инстинктами, - вот что парализовало наши силы, извратило все наши прекрасные наклонности, исказило все наши добродетели...».10
П. Я. Чаадаев вопрошал и отвечал: «Чего хочет новая школа? Вновь обрести, восстановить национальное начало... вне которого... невозможен для любого народа подлинный прогресс».11
Позже в таком же духе выскажется В. О. Ключевский (1841-1911):
«Общечеловеческая культура, приносимая иноземным влиянием, воспринималась так, что не просветляла, а потемняла понимание родной действительности; непонимание её сменялось равнодушием к ней, продолжалось пренебрежением и завершалось ненавистью или презрением. Люди считали несчастьем быть русскими и ... утешались только мыслью, что хотя тела их родились в России, но принадлежали короне французской.
Такое направление умов в высшем обществе грозило немалыми опасностями».12
В начале XIX века назревала война с Европой. Александр I стоял на позиции суверенной России. Разгромили Наполеона. Император решил слиться с Европой. Н. М. Карамзин советует ему: «забыть Европу» и «думать единственно о России, чтобы сохранить её внутреннее состояние». Он утверждает: России стыдно быть чьим-то орудием и, наоборот, ей в натуральном своём величии не зазорно «отказаться от Европы», приученной эгоистически пользоваться русской отзывчивостью.
«СТАТЬ САМИМИ СОБОЙ!» - такое задание оставили нам наши пращуры. Этот урок-завет мы или забыли, или не выучили.
ЕЩЕ ЗАДАНИЕ: СПАСАТЬ РОССИЮ СИЛАМИ САМОЙ РОССИИ.
Это плодотворные уроки прошлого, которые даны и нашей современной политической элите, и государственным деятелям, и всему нашему образованному обществу, и мыслителям.
Тут впору вспомнить трагическое утверждение поэта:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны...
(О. Мандельштам).
Знание себя, опора только на себя - это первоусловие нашего национального существования, выживания и творческого созидательного развития.
Великий урок - не впрок
Сегодня господствует другая идеология. Научно-технический прогресс приветствуется как главный признак развития человечества. Это, как известно, путь Запада. У нас другая традиция: для наших великих национальных учителей главное, как видим, - не материальное благополучие, а духовно-нравственное совершенствование человека, возвышение души.
Наша многовековая традиция - «общинные» отношения, коллективное «землепользование», миросотворение. Вот что рождало объединяющий народ нравственный дух, творящий и экономику, и культуру.
На встрече с творческой интеллигенцией в Санкт-Петербурге Вы, Владимир Владимирович, сказали: «Мы строим русский мир». Но задумываемся над тем, какой это мир? Впечатление такое: В России нет России.
В современных условиях идет «ползучий» переворот, ведущий к сворачиванию страны с народного национального пути, к возрождению капитализма, к созданию буржуазного общества, - вместо возвращения России на дорогу самобытного развития. Исторической России уже нет! На русскую почву пересаживается чуждая ей социальная система западно-европейских государств, осуществляется коренное изменение - скажем больше: калечение государственной, общественной и личной жизни людей. Это расходится с великим духом русского народа.
Что же мы делаем? Уводим Россию с национального пути. Tолько и всего. Энтузиасты Болонского процесса открыто провозглашают: наша задача - формировать гражданина Европы. Но ведь это начальный этап. А следующий этап: подготовка гражданина мира. А что нужно России? Гражданин России.
Советская школа, конечно, не была идеальной. Но все же она защищала Родину. А нынешняя школа? Министерство образования и науки явилось её погубителем. Из системы образования выкорчеваны просветительские начала. Заменены технологическими. ЕГЭ: из процесса экзамена изъята личность ученика, его интеллект. Основательность и глубина знания предмета не проверяется. Нужно быть лишь стандартной «угадайкой». Широта знаний сокращается во имя прагматизма. Это показатели педагогической разрухи, которая более двадцати лет внушалась из зарубежья.
Тем самым уничтожается основа основ: добротное воспитание подрастающих поколений. Из школы выпускаются стандартные невежды, которые не смогут строить процветающую Родину. Идет явная деградация школы. Это - прямая угроза существованию русского народа и других народов России как самобытного государства. Это общегосударственное и общенациональное преступление против русского народа и других народов России.
Почему такая захудалая нынешняя школа? Да потому, что более двадцати лет внушался из зарубежья наихудший вариант! Министерство воплощало его.
Где наше спасение
Как восстановить народные силы? Как собрать их воедино? Ответ поищем в своей и чужой истории.
Вот В. О. Ключевский изображает Смутное время. У него читаем: «Государство, потеряв центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли».13 Разве это не о нашем времени? Разве нет сходства того времени с нашим?
Еще исторический факт. XVIII век. Франция. Революция принесла потрясения, раздоры, разруху. Сословные перегородки сметены. Третье сословие пресекает деятельность фракций (партий) и выдвигает лозунг: «Нация превыше всего!» Под этим лозунгом Наполеон умиротворяет страну, собирает французские силы воедино и совершает свои деяния (и злодеяния).
Конец ХVIII века. Французы нанесли немцам сокрушительное поражение. Пруссия, а с ней и вся Германия потеряли политическую независимость. Казалось: гибель немецкой нации неотвратима. Но в начале XIX века, зимой 1807-1808 годов И. Г. Фихте прочитал в Берлинском университете «Речи к немецкой нации».14 Он предложил «новое воспитание», цель которого - национальное воспитание народа. Верхи, образованное общество приняли идею. Более того - начали воплощать её.
Разумно, духовно (а не эгоистически!) понятое, национальное чувство - вот успешная опора создания государства, его единства, восстановления и возрождения народной души, политической и геополитической силы. Государства создаются и держатся национальной мудростью и стойкостью.
Национальное чувство - это главное и творческое начало в рождении и созревании страны, государства, в созидании мыслящей личности. Оно питается высшими духовными ценностями. Его некоторые особенности: преемственность поколений, бережное отношение к историческим традициям, охранение общих ценностей и исторических переживаний, мира в себе и вокруг. Ему чуждо кредо: «Где хорошо - там и отечество».
В истории человечества известны гибели цивилизаций. В обобщенном виде признаки умирающих цивилизаций видятся так:
- уничтожение крестьянства, обезлюживание деревни, запустение земель, отрыв от природы и Земли;
- убыль населения;
- упадок национальной экономики, снижение трудовой активности человека и народа;
- отсутствие великого духовного творчества;
- глубокий духовно-нравственный кризис, безверие;
- интеллектуальный упадок;
- криминализация;
- распадный сепаратизм.
У нас на рубеже веков происходит нечто похожее.
Отечество в опасности!
Крупнейшие патриотические творцы искусства - и недавно ушедшие в мир иной, и здравствующие - слышат подземный гул возможной гибели России. Среди них гениальный композитор Г. В. Свиридов, ныне самый посещаемый на планете художник И. С. Глазунов, гениальный певец Б. Т. Штоколов, писатели А. Т. Твардовский, Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. И. Белов, В. Н. Крупин, Ю. В. Бондарев. Один классик утверждает: «Россия на последнем докате». Другой: «Россия летит в пропасть». В этом же ряду академики Российской Академии Наук А. М. Панченко и И. Р. Шафаревич.
В конце XV века Русь - Россия вышла на европейскую арену как крепкое централизованное государство. И с тех пор она в нескончаемой осаде. Ее недругам не удается одержать победу. И они озабочены поисками новых путей завоевания нашей Родины. Таким путем им видится создание вместо существующих ныне 80 субъектов федерации 20 агломераций.
Мы призваны повторять как заклинание слова Московского Великого князя XIV века: «Свеча бы не угасла!»
Наши основополагающие задачи:
1. Сохранение русского народа, его национальное восстановление, возвращение ему статуса опорного, государствообразующего этноса, его духовно-нравственное и интеллектуальное совершенствование, возвышающее преображение человеческих душ.
2. Возвращение России на ее глубинно-исторический путь и творческое движение по этому пути.
Чтобы решить эти задачи, руководство страны призвано обратиться к истокам, к историческим традициям, «корням», той «почве», которая является духовной опорой нашего бытия и быта и которой питается наша великая культура.
Нужен фундамент. Он у нас есть!
Россия обладает подавляющей частью мировых природных ресурсов. Их у нас в 10 раз больше, чем в США, и в 28 раз больше, чем в Западной Европе.
У нас есть богатый человеческий капитал.
Вспомним и о том, что только ныне, впервые за всю историю России, у нас появилась возможность опереться на все богатства национальной культуры, на весь ее положительный и отрицательный опыт. У нас есть великая культура, видимая миру и признанная миром.
Но первенствующую роль в нашем национальном сохранении и развитии играет, как об этом мы не устаем твердить, главная ценность русской истории и русской цивилизации - уникальный православно-религиозный русский человек.
Государственные верхи призваны видеть лучших национально-русских людей, «узреть» их и опираться на них.
Есть непреложные авторитеты в духовной жизни, борцы и мученики правды и справедливости, верные спутники обездоленного народа, духовные рыцари, люди бессмертного творчества и открытого протеста как смысла гражданского поведения. (Белов, Бондарев, Ганичев, Глазунов, Крупин, Распутин, Шафаревич, Чернушенко...).
Они и те, кто рядом с ними, - наша национальная элита. Она внутренне не принимает «систему» разрушения, но творит свое вечное и насущное дело, совершенствуя жизнь своим повседневным трудом. Это деятели великой науки, литературы, техники: Ж. Алферов, Е. Чазов...
Есть и культурное звено, преданное исторической России, болеющее за нее и немало делающее для ее выхода из катастрофы. И - в первую очередь - подвижники - прежде всего учителя - творцы национальной русской школы.
Это профессионально-национальная элита, специалисты высокого класса. Вот кто выражает в своем творчестве и являет собой исконную сущность русской души. Это национальные водители нашего народа. Это его просвещенный разум.
Нельзя не сказать с чувством великой благодарности: ведь мы живем среди обыкновенных замечательных людей, воплощающих в себе величие нашей народности, хранящих кровные добродетели русского народа и чуждых всему «прививному», наносному.
Не будем забывать, что быт и бытие русского народа, его мироощущение, жизненный уклад, мировоззрение формировались гораздо больше тысячелетия, коренные духовные основы вырабатывались множеством поколений. И наш народ обладает глубочайшим историческим богатством. В глубинах его памяти сохранены духовные основы народа, внутренние силы его души. За одно столетие их невозможно сменить, уничтожить. Русская душа ломалась «через колени» давно, еще до трагического 1917 года. И несмотря на это, она жива в нашей исторической памяти.
Это - патриотическая оппозиция. Её протест вызван любовью к Отечеству, тревогой за современную и грядущую судьбы. Верхам нужно чутко и напряжённо прислушаться к ней.
С. Н. Сергеев-Ценский на вопрос о том, к какой партии он принадлежит, ответил: «Я принадлежу к партии порядочных людей».
Патриотическая оппозиция - это партия порядочных людей.
А. А. Ахматова в стихотворении «Мужество» в первый год войны сказала об истоках нашей неизбежной Победы. Русское Слово - вот духовная сила России, бессмертие народной судьбы!
1942 год - самый трудный в истории Великой Отечественной войны.
Центральная «Правда» публикует огнепышущее стихотворение «Мужество» опальной А. А. Ахматовой, которую не допускали в печать с 1924-1925-го годов. Стихотворение написано 23 февраля, а опубликовано 8 марта 1942 года.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Перед нами стих-заклинание. Великая поэтесса высшей целью подвига считала защиту слова: оно рождает непобедимое состояние общенародного и человеческого духа, является залогом спасения, выживания. Стихотворение это - и диагноз, и способ лечения от смертельной болезни. Под «Словом» имеется в виду образ жизни народа, культурные традиции, духовное своеобразие страны и народа. Это не просто русский язык. Это источник существования и гарантия выживания России - Матери и нашего народа на планете.
Чем больше с собою берем мы из всеобъемлющего духа нашей истории, из сокровищ вечной России, - тем сильнее и непобедимее становимся. Назовем вековечные святыни русского народа и российской духовной силы.
1. Родное Слово. 2. Православная русская вера. 3. Родина. Отечество, его своеобразный лик. Русское государство, единое с церковью. Успешная история. 4. Семья. Кровное родство. 5. Русская душа, национальное самосознание, придающее крепость и монолитность народной силе и творящее государственное единство; 6. Исторические, историко-религиозные, историко-культурные традиции, связывающие настоящее с прошлым, живущие поколения с давно и недавно отошедшими. 7. Природа. Ее святыни. 8. Фольклор.
Более разумной жизнь может сделать только более совершенный человек. Такой человек просвещается, воспитывается, образовывается, возрастает в своих положительных качествах посредством мудрого национального самосотворения. И лишь на этом пути рождается благоустроенное сильное государство. Без решения задачи воспитания крепкого национального человека достойное государство не может быть построено. Еще раз подчеркнём: сначала творчески, духовно изменяется человек - а потом страна.
Предотвращение заката нации, спасение наше - в народном, глубинном воспитании человека. Наша главная надежда поэтому - на современную народную национальную школу. Это не только основная, но последняя надежда России. Школа - самый испытанный и мощный институт воспитания. В творческом союзе с духовной русской культурой и одухотворенной Русской Православной Церковью она может возродить нашу Родину.
Наше спасение - в народном национальном просвещении, воспитании и образовании. Это условие и сохранение исторического отечества, и его существования, и его творческого движения.
Это должно быть воспитание самобытное и вместе с тем не герметическое. Министр народного просвещения С. С. Уваров (1766-1855) выступил автором немеркнущей формулы «Православие. Самодержавие. Народность». Он вопрошал: «Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать и в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их, грозят нам неминуемой гибелью?»15
Вот почему неотложно-повелительная потребность Родины: система нового народного воспитания русского человека, начиная с детства, осуществляемого прежде всего школой. Другого пути просто нет. Национальное воспитание народа, и особенно подрастающего поколения, сотворение в нем высших качеств русского человека, достойной русскости - это главное в нашей современной духовной жизни.
И. А. Гончаров - писатель, не причастный к шовинизму и националистическим вывертам, разумно утверждал: «...Все народы должны прийти к ...общему идеалу человеческого конечного здания через национальность; каждый народ должен положить в его закладку свои умственные и нравственные силы, свой капитал».16 Вот именно!
А мы охотно усваивали западные идеи, превращали их без анализа и критики в догматику, воспринимали их как религиозное откровение без самобытной обработки. Мы были пассивны в поисках самостоятельного исторического бытия.
Вот почему обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович. Передо мною Ваша статья «Россия - национальный вопрос». В ней есть глубоко справедливый тезис: русский народ - государствообразующий. Но М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин отняли эту роль. Не продолжается ли и сейчас эта политика? Русский народ по-прежнему не взят в опору, он отвергнут как государствообразующее ядро. Выведите русский народ из униженного состояния. Поставьте во главу каждодневной политики, чтобы русский народ вновь стал опорным.
- Проведите духовную селекцию. Она - необходима. Оставьте во власти людей лишь национально ориентированных, болеющих за судьбу России, а не служащих Западу. Сейчас у нас правящая элита «интернациональна». Её устремления и политика не соответствуют национальным интересам народов России. Вокруг Вас и рядом с Вами - немало русофобов и космополитов, участвующих в заговоре против нашего Отечества, ведущих курс на разрушение Российского государства. Но если Вы станете до конца национально ориентированным лидером, то и Ваши ближайшие помощники будут ориентированы так же. И тогда Россия пойдёт вперед спасительными шагами.
Иван Федорович Гончаров
Полный текст обращения здесь -
http://ruskline.ru/analitika/2012/03/09/russkij_gosudar_dolzhen_byt_russkim_v_svoem_serdce