Этот постинг адресуется, прежде всего, жж-юзеру, гуляющему по сети под именем Монфор :) Очень прошу прочесть и дать рецензию.
Всем, интересующимся историей ВМО, разумеется, тоже рекомендуется к прочтению. :)
Послание смотрителю скриптория, брату Монфору :)
Здесь выложена большая цитата (очень большая) из художественной книги авторства В.И. Шеремета и Л.В. Зелениной "Тень за троном". Правда, не совсем это художественный роман, ибо с завидным постоянством читателю встречается в тексте множество цитат из писем или других исторических документов, научных работ. Это на самом деле исторический роман, не квази и не крипто. Роман посвящён, в основом, судьбе француженки Эмэ де Ривери, ставшей впоследствии женой турецкого султана. Однако события в романе и судьбы героев (реальных исторических личностей) оказались тесно переплетены с Орденом Госпитальеров. В том, что касается истории Ордена периода Мальты и истории Османской империи, то у меня нет повода сомневаться в компетентности авторов. Авторы книги (по крайней мере, один из них) провели немалое время в библиотеках Валетты и Стамбула. Однако средневековый период Ордена вызывает некоторые сомнения, особенно в тех местах, где авторы не ссылаются на легенды или предания, а прямым текстом утверждают некоторые моменты, как факты (например, о необыкновенных способностях и умениях иоаннитов). Во всяком случае, так оно воспринимается в контексте. В принципе, ничего сверхъестественного в навыках гипноза или управления своим телом нет, но смущает, например, указание, что этим искусством владели все поголовно рыцари.
Это, кстати, перекликается с твоим постингом в "Эпохе Крестоносцев" относительно "боевых искусств". Тут, конечно, не совсем "боевые" искусства, но всё же... :)
И, конечно, не слишком порадовало негативное отношение к тамплиерам, касающееся якобы, погрязших в роскоши рыцарей Храма. На мой взгляд, предъявить претензию в нарушении обета нестяжания можно в равной степени и к госпитальерам, копившим богатства так же, как и их собратья тамплиеры. Тем более, что копил богатства Орден, а не каждый рыцарь в отдельности. Сами они, насколько я поняла, не имели ничего, кроме вещей личного пользования, "обмундрования" и оружия.
Я в курсе, что ты не очень подробно знаком с историей Ордена Святого Иоанна, но думаю, что вполне можешь оценить степень историчности информационной статьи, помещённой в художественный роман для справки.
Цитата из книги
В ночь на 12 мая 1698 года на берег Мальты, небольшого острова в Средиземном море, сошёл с корабля Борис Петрович Шереметьев, неофициальный посланник русского царя. 14 мая он был принят тогдашним великим магистром Мальтийского ордена Раймондом де Переллосом, которому вручил грамоту Петра I.
Чем же привлёк внимание Петра полузабытый Европой островной мирок? Привлёк настолько, что туда был послан один из его доверенных людей, заслуженно имевший титул «ближнего боярина»? Почему именно там за полгода до Шеремтьева побывал, говоря по-современному, один из руководителей российской внешней разведки - граф Пётр Андоеевич Толстой, оставивший подробнейшее описание крепостей и портов Мальты и Гозо? Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться в международной обстановке того времени.
В конце XVII века в Восточном Средиземноморье шла длительная война (1683 - 1699). Против Османской империи выступила Священная, или Антитурецкая, Лига - Польша, Венгрия, Папское государство, Священная Римская империя германской нации, Мальта. С 1686 года в Лигу вступила Россия, которая уже имела дипломатические и военные связи со всеми членами антиосманской коалиции, кроме Мальты, которой рыцарской рукой правили иоанниты, или, иначе говоря, госпитальеры.
В сущности, этот крошка-союзник не обладал ни войсками, ни деньгами, ни значительным политическим влиянием. Однако в России эпохи царевны Софьи, а затем её прославленного брата царя Петра I, очень интересовались Мальтой. Много разговоров было об особом «рыцарском коварстве» и интригах, о чрезвычайной опытности мальтийских рыцарей во всём, что относится к делам военным и политическим. Говорили всегда уважительно, но… с опаской: таинственных мальтийцев побаивались.
Мальта с 1530 года была центром Ордена рыцарей Святого Иоанна, основанного в 1048 году в Иерусалиме. Первоначальной заботой этого рыцарско-монашеского братства был скромный уютный госпиталь во имя Святого Иоанна для паломников, прибывавших в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Именно поэтому рыцарей называли не только иоаннитами, но и госпитальерами.
С 1118 года рыцари-иоаниты взяли на себя защиту христианских паломников на дорогах Святой Земли. Сопровождали их усердно и деятельно. Защищали мечом, молитвой и врачеванием. Они составляли надёжнейшие эскорты для всех, кто шёл с миром древними дорогами Палестины.
Причём защищать путников приходилось и от «чужих» - мусульман, от «своих» - христиан. Известно, что Крестовые походы, проходившие по эгидой Папы Римского, как правило, оборачивались кровавыми столкновениями католиков из Западной Европы с православными христианами, составлявшими значительную, если не большую часть подданных Византийской империи. Сколько же боёв приняли рыцари-иоаниты, сколько накопили знаний и богатств, защищая пилигримов, а нередко и наследуя их имущество, главным образом, драгоценности, которые, как правило, брали с собой в дорогу путники многих стран и разных сословий.
Боевая выучка, мастерство врачевания своих и чужих ран прекрасно совмещались с особым духом Ордена - отрешённостью и обособленностью. От всего и от всех! Им, владевшим поголовно (!) основами гипнотического внушения, не составляло труда остановить мановением руки, да и просто взглядом безумца-рыцаря или фанатика-сельджука!
Они, постигшие тайные врачебные познания халдейских мудрецов и уже в XII веке имевшие от древних арабов знания о строении человеческого тела примерно на уровне начала ХХ века, умели многое - зашить рубленую рану, остановить (или открыть) кровь, вылечить кишечные расстройства и прочие хвори, поражавшие паломников.
Были среди рыцарей и такие, которые владели приёмами психотерапии, - совсем не излишнее умение, ибо средневековые психозы, включая экстатические состояния паломников, бывали порой пострашнее песчаных бурь и скоротечных схваток с бедуинами.
Почти два века иоанниты врачевали, молились, собирали знания и вполне мирно уживались с местным населением - и мусульманским, и православным…
В 1238 году появилась папская булла, обвинившая иоаннитов в нарушении благочестия. Ватикан был взбешён тесными и благополезными связями рыцарей со всемирно известными сирийскими врачевателями, преимущественно мусульманами.
Отличительная, почти забытая особенность этих рыцарей: они не миссионерствовали, не стремились обратить в католичество местное население. Не потому ли обрели госпитальеры долгую, до наших дней, жизнь в истории? Во всяком случае, это была сила, которую уважали в Средние века и на Западе, и на Востоке.
С ними будут негласно сотрудничать, выказывать уважение и стараться не сталкиваться даже легендарные исмаилиты-ассасины - ночной ужас крестоносцев. То была особая каста профессиональных убийц, положившая начало террору и выработавшая основы конспирации, не знавшая жалости в своих акциях устрашения. Но мальтийский супервест - короткий рыцарский плащ с восьмиконечной звездой госпитальера - надёжно охранял тех, кто носил его, от безжалостного кинжала ассассина.
Три монашеских по форме и высокочеловечных по сути обета, которые с конца XI века принимали (и принимают) на себя госпитальеры, просты:
Послушание.
Благочестие.
Нестяжание.
Это было близко и понятно и католику, и православному, и иудею, и мусульманину. Всем!
Происхождение знаменитого Мальтийского креста теряется в III - IV веках нашей эры. Восемь углов символизируют добрые качества христианина.
Есть и другое объяснение. Согласно древней легенде, такой крест был нашит на плаще рыцаря, изрубленного врагами. Рыцарь пал, залитый кровью, а крест на его супервесте остался безупречно белым. И почти тысячу лет рыцари носят алый супервест с белым крестом тех же очертаний, - но только в походах. В обычной жизни (и до сих пор) на них чёрный плащ с белым крестом на левом плече.
Безупречность репутации первых поколений госпитальеров была столь велика, что они становились третейскими судьями в спорах тех, кто не признавал подчас ни Бога, ни чёрта, ни своего короля. Порой рыцари-иоаниты выполняли роль военной полиции, усмиряя словом и мечом оголтелых, одуревших от крови и грабежей крестоносцев.
По мальтийской легенде, иоаннитов не было среди крестоносцев, в 1099 году заливших кровью и разграбивших Иерусалим, причём не только древнюю иудейскую и мусульманскую его части, но и христианскую.
И ещё одна легенда. Когда в 1187 году великий предводитель мусульман Салах эд-дин (Саладин) изгнал крестоносцев из Иерусалима, в плен попал один госпитальер. На допросе гневный вопрос задал ему Саладин:
- Как допустили вы, сыны Святого Иоанна, беззаконие в Святом Городе? Или забыли вы все три обета?
Молчание было ответом иоаннита победителю крестоносцев. Трижды задавал свои вопросы рыцарю воин ислама. Молчал рыцарь-госпитальер. И ничего не понял разгневанный султан. Не заметил отрешённого взгляда за горизонт…
- Кинжалом взломайте уста нечестивцу! - велел Саладин.
Бросились к стоявшему на коленях госпитальеру… И отшатнулись. Он был мёртв. Последним усилием рыцарь остановил своё мужественное сердце.
Велик в боях, но несправедлив в гневе был знаменитый султан. Затмила ему разум непокорность госпитальеров. Увидел врагов в тех, кто ими не был. И началось!
- Убивайте собак-госпитальеров где застигнете!
Алый супервест стал приговором к адским мукам, если раненый рыцарь попадал в плен к воинам Саладина и его преемника Бейбарса. Заметили ли они, что в определённый момент рыцари уходили из жизни по собственной воле, с улыбкой на устах, не нарушая, впрочем, христианского запрета на самоубийство. Останавливали сердце, когда палач мог бы вырвать унижающий рыцаря стон или мольбу о пощаде…
Тогда султаны придумали нечто худшее, чем смерть. Госпитальеров продавали на галеры. Однако феноменально закалённые и выносливые, целители по духу и навыкам, иоанниты выживали чаще, чем ожидалось.
Кроме того, Орден стремился выкупить всех своих рыцарей - и живых, и мёртвых. По одной цене! Невероятной удачей для алжирских и турецких галер было заполучить такого гребца в кандалах - он становился живым талисманом…
Испытав галерный кошмар и изучив ломаными рёбрами и разобранными руками все тайны гребного дела, иоанниты создали свой гребной флот. И в течение шести веков были непревзойдёнными мастерами военного галерного флота. Причём искусство управлять ресурсами человеческого тела иоанниты успешно сочетали с боевыми искусствами. Сражаться голыми руками и тем, что попадало под руку, они умели как никто на Западе. Мало кто - на Востоке.
Когда работорговец покупал рабов для рыцарских галер на невольничьих рынках Измира, Крита или Александрии, отчаянные вопли и крики заполняли базары до высокого средиземноморского неба. Рабы с Востока и Запада хотели, чтобы их отметили и отобрали именно на те галеры, где суровые рыцари с белым крестом были беспощадны… и давали шанс душе и телу раба-галерника. Только на галерах госпитальеров у рабов был шанс выжить и вернуться на родину.
В боях, которые вели крестоносцы, именно госпитальеры всегда прикрывали отступавших, оказывали помощь раненым, причём и своим, и чужим.
Отступая, иоанниты уходили налегке - унося с собой только оружие и древние рукописи. «Знания порой дороже жизни», - повторял великий магистр (гроссмейстер) Ордена Элион де Вилленёв.
В начале XIV века король Франции Филлип Красивый уничтожил орден рыцарей Храма - тамплиеров. Многих из них пытали, чтобы узнать, какие сокровища хранят, в частности, госпитальеры - их собратья в алых супервестах. Но откуда это было знать развращённым богатством храмовникам - ведь честью и мудростью иоанниты не делились ни с кем!
Тевтонский орден не раз предлагал госпитальерам, «собратьям по Воинству Христову», объединить усилия, чтобы уничтожить «диких славян», живших в сказочно богатых землях Великого Новгорода и Пскова.
Иоанниты не участвовали в походах рыцарей-католиков на Русь и Балтику (по крайней мере, организованно). Они, благодаря связям с Ираном и Китаем, знали, что с 30-х годов XIII века надвигается чёрная туча полчищ Чингисхана. А перед войсками степняков Центральной Азии катилась ещё одна сокрушительная волна тюркского нашествия на Европу.
Турки-османы вышли к Босфору и Дарданеллам, начали вторжение на Балканы. На пути этого нашествия и встали рыцари-госпитальеры.
На Кипре до 1308 года, на Родосе до 1522-го они создали мощные опорные базы-крепости, которые стали труднопроходимым барьером для установления османско-турецкого господства на всём Средиземноморье.
В русских повествованиях о «хождениях» (т.е., путешествиях) в Святую Землю, о злоключениях наших паломников в турецком плену можно встретить немало упоминаний о могущественных и таинственных рыцарях с белым крестом на плащах. Кого-то, брошенного в выгребную яму, они спасли и вылечили, кого-то выкупили с турецкой галеры, кого-то отбили, кому-то помогли бежать, и не только от турок.
Весьма неоднозначно складывались стародавние отношения Ордена с Русью, Россией. Госпитальеры очень внимательно следили за возрождением Руси после ордынского ига. Видели в Московском княжестве союзника по борьбе с турками-османами. Они (во всяком случае, так гласит легенда) помогли Софье-Зое Палеолог и её братьям покинуть Константинополь, разгромленный османами в 1453 году, и приветствовали брак Софьи с великим князем Московским Иваном III в 1472 году.
По некоторым восточным хроникам, госпитальеры полувеком раньше вошли в контакт со злейшим врагом османов - Тамерланом, отговорили его от походов на Север, то есть, ещё на жившую «под Ордой» Русь, передали через лазутчиков ценные оперативные сведения и тем самым помогли разгромить османов в 1402 году под Анкарой.
Легенды и предания минувших эпох… Они объясняют по меньшей мере, две ситуации - многовековую вражду госпитальеров с турками и осторожность в делах и связях с Восточной Европой.