Относительно толерантности (которая не факт, что что-то хорошее). Ну вот смотри: должны ли мы с пониманием относиться к порокам ближнего? Полагаю, что да, мы все несовершенны, и для тебя не будет сюрпризом узнать, что твой друг иногда врет, возможно, что-то когда-то своровал или изменил жене. Как вам после этого жить дальше? Да как и жили, понимая
(
Read more... )
Reply
Reply
но лучше, где возможно, с рациональной точки зрения
Reply
вот я, скажем, читал Евгения Онегина и понял, что Пушкин гений. а читал Боборыкина - понял, что Боборыкин трепло.
может, есть какой рациональный способ доказать, взяв Пушкина за образец, что Боборыкин фиговый писатель.
может, даже есть какой-то способ доказать типа рационально, что Пушкин гений, Белый вон слога считал.
но только на фига оно, есть и другие способы прийти к тем же выводам, и даже более приятные и простые.
Reply
Reply
Reply
Нет, рациональность не определяется голосованием, вы что-то путаете. Рациональность - это про логику и науку, не про голосование, а про проверку экспериментом. Переливание крови спасает жизнь - и вот это уже объективный факт, а не оценка творчества.
Reply
Reply
Все решит эксперимент: двигатель либо сдвинет машину с места, либо нет, и это объективно. А оценка творчества - всегда основана на субъективных критериях.
[ а то, что это не ужас-ужас, а отличное событие - это уже этическое суждение ]
Вот тут правильно: зависит от того, ценится жизнь или нет. Обычно ценится, поэтому оценки сводятся к той части, помогло такое лечение или нет.
Reply
> А оценка ... - всегда основана на субъективных критериях.
Не возникает диссонанса?
Reply
(определение) Объективный критерий - это такой, который можно проверить компьютером (хотя бы в теории), а насчет критериев проверки уже есть консенсус.
Reply
"Проверить компьютером" в основном можно компилируется ли произвольный код и исполняется ли он с определенными входными данными. Вы имеете в виду формализовать?
Делаем следующий шаг. Можно ли формализовать ценность и полезность многокритериальной свертки, где часть критериев формализована, а часть субъективна? Если да, то как? Если нет, то где критерий преимущества такой свертки над сверткой имеющей только субъективные критерии и применяемой к другому феномену или процессу?
Reply
2. Я же сказал: насчет критериев есть консенсус (по условию). А если нет консенсуса - ну, об этом я тоже сказал.
Reply
Reply
Например, допустим, что в примере с переливанием крови, есть согласие насчет того, что жизнь, в принципе, имеет высокую (или наивысшую) ценность и ее надо спасать. Тогда останется доказать, что переливание крови помогает спасти жизнь. Это можно доказать объективно, медицинскими методами.
Если же наоборот - есть согласие в том, что переливание крови спасает жизнь, но нет согласия в том, что жизнь имеет наивысшую ценность, тогда - увы, упираемся в иррациональные вещи из области религии, и такого рода этические позиции не изменишь (по крайней мере не рациональными методами).
Reply
Reply
Leave a comment