Mar 17, 2016 12:48
позвольте взгляд с другой стороны кафедры:
- у многих поступающих карьерные перспективы после МВА ассоциируются с success stories from top-10. на самом деле, стартовый шестизнак после МВА большая удача (если не считать этого пресловутого топ10, где шестизнак это чуть ниже медианы). а с учетом того, что этот шестизнак или почти шестизнак обычно выдается в больших городах, деньги это небольшие, просто обеспечивающие пристойную человеческую жизнь. и да, за них на работе будут, скорее всего, иметь.
- честно говоря, никогда не понимал людей, которые едут за МВА в Европу, а работать хотят в Америке. оно понятно, что все МВА-программы на английском, и степень международная, в принципе можно и в Барселоне наняться в big4 и поехать в NYC или куда пошлют. но все же географическая сегментация рынка труда существует, я еще по Рочестеру помню, что МВАи жаловались, что им не так-то легко наняться в NYC или Чикаго, чем тем, кто там учится. хотя из Рочестера час на самолете, что до NYC, что до Чикаго.
- также верным является тезис о том, что МВА нужно в основном либо тем, кто решил из программера перековаться в финансиста (и в смысле экономики представлял собой до МВА чистый лист), либо тем, кому не хватает big picture view для следующего шага высоко по карьерной лестнице (такие люди еще ходят на executive МВА, особенно если они "местные").
- перспективы трудоустройства для иностранцев не настолько хуже, чем для местных, чтобы шансы приходилось делить на три. эти перспективы хуже, конечно, частично в силу объективных причин (плохой язык, плохие социальные навыки в новом обществе), частично в силу субъективных. так что все то, что пишут в проспектах, средний процент трудоустроенных и их среднюю зарплату, - принимать все это на свой счет не стоит. у эмигранта будет хуже. но не ужас-ужас все-таки.
- Master in Finance это все же не равноценная замена, там часто либо усеченная годичная программа из МВАских курсов, без элективов, которые самое главное, либо перековка всяких инженеров на финансистов с сотнями матана. плюс на магистре бывает немного дофига вчерашних андеградов, которых не берут на МВА из-за отсутствия опыта, или они боятся, что не возьмут, плюс к ним бывает так, что Master in Finance = phd-dropout. конечно, есть исключения, есть годные магистерские программы, вот у нас есть годная, я знаю еще несколько университетов, где годная, но в целом магистерские программы это довольно непонятная вещь, и воспринимаются они соответственно.
- то, что МВА-программа обеспечивает БМВ профессору по маркетингу, это полуправда. полная правда в том, что full-time MBA programs в большинстве школ убыточны или очень малоприбыльны. они используются в основном для того, чтобы занять высокое место в рейтинге, и чтобы пошел по-настоящему прибыльный клиент: executive education, executive MBA, вечерники. с full-time очень много возни, им и студенческие клубы проспонсируй, и за кордон порой свози, и спикеров пригласи, и ярмарку вакансий устрой. так что full-time MBAs это не те, кого доят, а кто является вывеской школы, и с ними поэтому возятся порой даже больше, чем то, за что они заплатили.
- продолжая тему профессорских БМВ, закончу советом по возможности поступать на пхд. с одной стороны, это сложно, в тот же Гарвард МВАев берут штук 500 в год, а пхд по финансам получает всего 130 человек в год на все США. поэтому сравнительные шансы попасть туда и туда примерно понятны. но, с другой стороны, хоть учиться и долго, 5-6 лет, зато обучение бесплатно и даже стипендию дадут, а потом самое фиговое, что может быть с защитившимся - это на небольшой шестизнак лектором в условное Кентукки, а это все-таки даже не 40часовая рабочая неделя зачастую, не говоря о 4 месяцах каникул, и в Кентукки шестизнака хватит и на нормальный дом, и на хорошую машину. с другой стороны, самое хорошее, что может быть с обычным, незвездным профессором, это под старость дорасти тыщ до 300. так что банк в науке не сорвешь, а после МВА можно. вероятность только лотерейная.
- в профессора идут ради науки, почти вся западная наука делается в университетах. зачем нас еще и заставляют преподавать - я не знаю. может, богатенькие дети и их родители чудят и хотят, чтобы основы матана им рассказывали лучшие математики. может, небезосновательно считают, что это единственный путь сделать так, чтобы учебная программа хоть чуть-чуть отражала состояние науки. может, рассчитывают на честность ученых мужей, которые не будут устраивать из лекций бизнес-тренинги и впаривать студентам модную чепуху.