Oct 11, 2005 11:17
Я щ е р (в соавторстве с моим другом А.Васильевым ака Ulfr Gunnarson)
Из многочисленного пантеона славянских божеств одним из самых
загадочных, пожалуй, является Ящер. Этот Бог вызывает множество
вопросов, даже если рассматривать его в сравнении с иными Богами,
связанными с Нижним Миром.
В данной работе мы, на основании фольклорных, мифологических
данных и обрядовых практик, проведём некоторый анализ наиболее ярких и
интересных особенностей этого Бога.
Ящер представляет собой достаточно древний архетип, являясь выражением
мифа множества народов о чудовищном Змее (или драконе). Причем более
известны те предания, где он является аллегорическим отображением сил,
враждебных человеку, врагом, с которым культурный герой ведет борьбу и
которого побеждает.
У многих народов образ Змея связан с Солнцем. Змей выступает его
противником, он проглатывает Солнце, которое затем исторгает обратно.
Таким образом, можно говорить о Ящере как о некоей персонификации
темных сил, враждебных Солнцу и человеку.
Очень часто сражение между чудовищным Змеем и героем происходит возле
реки, или какого-то водоема. Помимо того факта, что река в данном
случае является своеобразной границей между двумя мирами, рубежом между
Срединным миром и Нижним миром, этот аспект мифа примечателен еще и
потому, что позволяет выявить другую немаловажную особенность Ящера -
связь с водой.
Вода - особая стихия в славянской картине мироздания. Она
представляет собой некое пограничье между этим, обычным миром людей,
миром Яви, с Иным миром, миром Нави. Вода зачастую связана с силами
Тьмы и смерти, является средой обитания большого количества
специфической нечистой силы.
Однако было бы не совсем правильным отождествлять Ящера с водяной
стихией вообще. Вернее будет сказать, что он представляет собой в
первую очередь хозяина подземных вод, вод Нижнего мира.
Помимо традиционной связи Ящера с реками, он также является и владыкой
болот, как мест перехода между миром живых и миром мертвых. Можно с
уверенностью говорить о том, что болото в едва ли не большей степени,
чем река, является вотчиной Ящера.
Как Богу Нижнего Мира, Ящеру нередко приносили жертвы. На Перыни,
где, по ряду источников, находилось капище этого Бога, в ходе языческой
реформы князя Владимира разрушенное, на месте которого впоследствии
было воздвигнуто капище Перуна, своеобразные
жертвоприношения зафиксированы на начало ХХ века - рыбаки, проплывая
мимо того места, где раньше было капище, бросали в воду монеты.
Нельзя не отметить, что сам характер жертвоприношения однозначно
говорит о том, для кого оно совершается. Ведь чем архаичнее обряд, тем
более он живуч, тем более он, причудливо трансформируясь, способен к
передаче на протяжении поколений
.
Говоря о жертвах Ящеру, добавим, что в качестве жертвы мог служить
конь, которого специально откармливали, а затем топили. Эта жертва
вообще характерна для недобрых по отношению к человеку обитателей вод -
так, скажем, приносили жертву водяному.
Вообще, образ Ящера как хтонического бога - змея характерен для всех
культур мира: Йормунганд, Нидхёгг у скандинавов, англосаксонский
Кнакер, Ящер ( Яшша, Исса, Яша, Змей Горыныч, Чёрный Змей, Бадняк, змей
Ладон) у славян и финнов, Тиамат у шумеров, Дамбалла у йоруба,
Кецталькоатль у ацтеков, Офион, Тифон у греков, Апоп у древних египтян…
Список можно продолжать бесконечно, однако нас интересует Европейская
Традиция , поэтому остановимся на его образах в северной культуре.
Издревле он считался богом Нижнего мира, тесно связанным с водами,
минералами, земными богатствами, и как логическое следствие, с
плодородием ( именно поэтому вплоть до 70х годов ХХ века существовала
традиция на Купалу и Ореховый Спас жертвовать ему невесту и часть
урожая орехов).
Являясь пекельным божеством, непосредственно связан с магией, смертью и последующим возрождением а так же с мудростью.
В древнерусских заговорах сказано, что Ящер « сковывает глубь морскую и
высь небесную и кость хребетную», тот же самый образ можно встретить и
на литовских пасхальных яйцах. Таким образом, Он - связующее звено
между мирами. Вдумаемся в смысл одного из его хейти : Мидгардсорм, Пояс
Мира, и именно он отграничивает мир людей от мира Хаоса ( плюс ещё
Фрезера можно вспомнить, напрячься), и он же, когда придёт час
Рагнарёка , нарушит границу, коей и является, впустив создания Хаоса в
пределы нашего мира.
Огромный исторический и этнографический материал свидетельствует
о том, что традиция поклонения Змею никогда не прерывалась, приведём
лишь несколько примеров:
Гербенштейн в своих записках указывает, что культ бога -
крокодила был в Новгороде ещё в 17 веке, древнерусская летопись рисует
образ «лютого зверя коркодела», а почитание его как Великого Полоза на
Урале и купальские игры, заключающиеся в выборе Яши и его невесты, как
отголоски древних обрядов сохранились и по сей день. У славян образ
Ящера тесно переплетён с другим(?) навьим богом - Велесом.
Многочисленные сказания и обряды свидетельствуют что Яшша:
1. тесно связан с водоёмами, зачастую почитаемыми как его жилища ( для
сравнения можно вспомнить западноевропейские легенды о водяных драконах
и озёрных чудовищах, славянские сказки о Поддонном Царе ), что вполне
логично, так как водоёмы издревле почитались окнами в иной мир.
2. очень охоч до женщин и принимает в качестве жертвы яйца,
молоко и орехи. Яйцо( как и орех) - в славянском язычестве символ
демиурга - Рода, в нем скрыта великая жизненная сила, скрыто дремлющая
под прочной скорлупой, и, уничтожая покровы, Ящер выпускает Жизнь в
мир, через разрушение обновляя его. Взамен же он забирает к себе
женское начало, ибо только через их единение способно родиться новое.
3. является хранителем силы земли, мудрости и могущества, и щедро
делиться ими с теми, кто выдержал свой бой на Калиновом Мосту, показав
себя достойным его силы.
Со Змеем связан целый пласт мифов и магии Севера: тут можно
вспомнить мифы, легенды и былички, и материальные предметы -
рунические камни с его изображениями, и спиралевидные лабиринты (
спираль - древний и очень распространённый символ Ящера), и
деревянную резьбу Великого Новгорода, и. конечно же, древнерусские
змеевики - амулеты, с изображением коловрата, составленного из змеиных
голов.
мифология