Хочу закончить тему икры в подборке кулинарных цитат из художественной литературы.
Зимой в праздники любая икра будет на столе хороша.
И хоть цена за икру благородной рыбы очень высока и не каждому по карману, в продаже всегда есть недорогая икра рыбы попроще, а она так же вкусна, хоть и неблагородна.
В конце темы подборка ссылок на темы по тэгам "Продукты" и "Икра" .
Тему предложу Каталин
paprika_andlife для её
ФМ "Пришла Коляда, отворяй ворота!"Фото из интернета.Спасибо авторам.
В шапке этой темы я показала закусочный стол, накрытый по-русски.
Об этом говорит не только бутылка с водкой, это прежде всего закуски.
А закусочный стол чисто русская традиция, если вспомнить Гиляровского, Мельникова-Печерского,Шмелева, Чехова, я уже не стану углубляться далее, по-моему и этих имен достаточно.. на фото помимо подготовленных приборов для горячего несколько тарелок с закусками. Это и салаты, и наборы продуктов, это икра, это ломтики семги или лосося. Вдалеке вазочка с солеными огурцами и в центре стола зеленый горошек. И конечно роскошная икра черная.
Разве этот стол плох и невкусен? Этот стол более напоминает домашний.
Ему нигде нет аналогов и совсем сравнительно недавно в советских ресторанах не было чем-то удивительным встретить и вот такие столы.
Ресторан гостиницы Украина. Здесь уже видно по подаче закусок и сервировке, что над ним постарались профессионалы-повара и официанты.
Но хочу продолжить тему подборкой цитат из другой литературы и пары фильмов.
Хлеб. Андрей Упит.
***Скупщик раскрывает «мауснер», тщательно вытирает его бумажкой и начинает резать хлеб. Десять ровных ломтиков белого хлеба ложатся в одну кучку, в другую - десять ломтиков рижского. После недолгого размышления из чемоданчика извлекается изрядный кусок чайной колбасы, розовые сочные кружочки ложатся отдельной грудкой. Показываются две охотничьих колбаски и снова скрываются в чемоданчике. Зато от толстой копченой колбасы пассажир отрезает два красных в белых крапинках кружочка и кладет их рядом с хлебом. Небольшой перерыв. Потом появляются два кусочка сливочного сыра и два - швейцарского. Рядом с первой жестяной банкой появляется вторая. Когда с них снимаются крышки, в одной оказывается бледножелтое сливочное масло, в другой - красная икра. Аккуратно, кончиком ножа, скупщик берет масло и тонким, еле заметным слоем намазывает на хлеб. Поверх масла раскладывает кружочки колбасы обоих сортов, ломтики швейцарского и сливочного сыра, тщательно пригоняя их к форме хлеба. Под самый конец этой процедуры берет из баночки икру и намазывает на белый хлеб довольно толстым слоем. Но на один лишь ломтик! Красная скользкая икра поблескивает в свете газового рожка и издает горьковато-соленый аромат. Скупщик с минуту ласкает взором аппетитно приготовленную снедь, потом, словно во избежание соблазна, поспешно закрывает обе баночки. Снова раздумывает. Нагибается к чемоданчику, вынимает оттуда бутылку с желтой жидкостью, взбалтывает, долго разглядывает на свет, потом отрицательно качает головой и ставит обратно. Вынимает другую, белую, со стеклянной пробкой, так же взбалтывает, разглядывает на свет и ставит на столик, на самую середину, а все остальное сдвигает в сторону. Достает еще маленькую черную бутылочку и стаканчик с толстым круглым дном, из тех, что, как ни положи, моментально принимают стоячее положение. Наполненный из белой бутылки стаканчик кажется совершенно пустым, но вот в него добавляют несколько капель из черной, и он сразу же до краев наполняется тёмнокрасной жидкостью. Скупщик смотрит и добавляет еще, с четверть капли - не больше...
Теперь он поднимает правую руку на уровень локтя и медленным, плавным движением протягивает ее к стаканчику. Берет его осторожно тремя пальцами, изящно оттопыривая остальные, поднимает, чего-то медлит, потом опрокидывает в рот, будто бросая в него ягоду. Проделано это так ловко,, что никто не уловил его движения, но только на столике снова стоит уже опустевший стаканчик, лишь на самом дне его осталась узкая красная полоска. На одно мгновение согнутая под тупым углом рука остается в воздухе, сам он откинулся назад, зажмурив глаза и будто к чему-то прислушиваясь. На лице его чем-то вызванное горькое отвращение, которое пересиливается выражением блаженства. Он опускает руку, быстро поднимает, звонко щелкает пальцами и хватает бутерброд с икрой. Крепкими белыми зубами откусывает добрую половину...
Борис Садовский."Лебединные клики" 1911 года.
***Кириллу Петровичу было уже не до комплиментов: все внимание свое устремил он жадно на прелести стола.
Было на что смотреть сластолюбивому объедале: на блистающей скатерти бутылки, подобно войскам пехотным, построясь в каре правильными рядами, окружали провиантский обоз тяжеловесной снеди: памятуя, что кузен во французской кухне не знаток, а любит покушать плотно, княгиня приказала закуску сготовить российским поварам. Перед восхищенным генералом дышали, чуть-чуть ворча в остывающем нежно-пузыристом масле, пироги долгие, косые и круглые из щучьей телесы, пирожки маленькие, рыбные и грибные, начиненные сливочной кашкой с пшеном сорочинским, звеньями лосося и семги; белужье огниво с присолом из живых щук, широкобокие лещи и янтарная стерлядь испускали душистый пар. Завидя жирную салфеточную икру, бархатно-черную и нежную, как ланиты юного арапа, Кирила Павлыч не в силах был сдержать восхищенного восклицанья:
- Райская у вас закуска, дорогая кузина! Дивлюсь одному: откуда столько рыбы у вас?
Булгаков М. Собачье сердце, глава 3.
***"На разрисованных райскими цветами тарелках с черною широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыру в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоседившемся у громадного резного дуба буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного света. Посредине комнаты - тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на нем два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки.
3ина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. 3апах от блюда шел такой, что рот пса немедленно заполнился жидкой слюной. "Сады Семирамиды!", - подумал он и застучал, как палкой, по паркету хвостом.
- Сюда их! - хищно скомандовал Филипп Филиппович. - Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки.
Красавец-тяпнутый - он был уже без халата, в приличном черном костюме - передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной.
- Ново-благословенная? - осведомился он.
- Бог с вами, голубчик, - отозвался хозяин, - это спирт, Дарья Петровна сама отлично готовит водку.
- Не скажите, Филипп Филиппович, все утверждают, что очень приличная. Тридцать градусов.
- А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, это во-первых, - наставительно перебил Филипп Филиппович, - а во-вторых, бог их знает, что они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?
- Все, что угодно, - уверенно молвил тяпнутый.
- И я того же мнения, - добавил Филипп Филиппович и вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло, - э... мм... доктор Борменталь, умоляю вас: мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это плохо, я ваш кровный враг на всю жизнь. "От Севильи до Гренады!.."
С этими словами он подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились.
- Это плохо? - жуя, спрашивал Филипп Филиппович. - Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.
- Это бесподобно, - искренне ответил тяпнутый.
- Еще бы... Заметьте, Иван Арнольдович: холодными закусками и супом закусывают только не дорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок - это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в Славянском Базаре.
Мастер и Маргарита.
К этому эпизоду из романа нашлись даже три картинки завтрака страдальца Степы.))
***г-н Воланд нагрянул поутру к умирающему с похмелья Степе Лиходееву и присоветовал следующее:
«- Никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской»…
Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно - он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело.
Незнакомец не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненной
и ловко налил ему полстопки водки.
- А вы? - пискнул Степа.
- С удовольствием!
Прыгающей рукой поднес Степа стопку к устам, а незнакомец одним духом проглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа выдавил из себя слова:
- А вы что же... закусить?
- Благодарствуйте, я не закусываю никогда, - ответил незнакомец и налил по второй. Открыли кастрюлю - в ней оказались сосиски в томате.
И еще одно фото. Где то сохранила я этот блог. Если отыщу, добавлю ссылку.
Ребята создавали костюмированные сцены из этого произведения, очень понравились мне фото, которые они выкладывали, в съемках был даже задействован Федор Добронравов, он известен как исполнитель главной роли Ивана в Сватах, жаль,
что ребята этот проект забросили.
ДОБАВЛЯЮ ссылку на ретро ателье.
*** "Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова!
"… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер?
Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что ваши сижки, судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики? Шипящий в горле нарзан?!"
Иван Васильевич меняет профессию.
***«Почки заячьи верчёные, головы щучьи с чесноком, икра чёрная, красная, и икра заморская… баклажанная…»
Белое солнце пустыни.
«Опять ты мне эту проклятую икру поставила... Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала».
"Где же я тебе хлеба достану? время-то какое.."
Ильф и Петров. 12 стульев.
*** В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, черной зернистой икорки, форшмак из селедки, украинский борщ, курицу с рисом,
фрукты и так далее, и тому подобное.
***Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны.
Некоторые из вас служат и едят белый хлеб с маслом, другие - с черной икрой,
третьи получают пайки. И только беспризорные дети находятся без призора.
***- Так вот. Сосиски. Вот эти, по рублю двадцать пять. И бутылку водки. - В графинчике будет. - Тогда большой графин. Работник нарпита посмотрел на беззащитную Лизу прозрачными глазами. - Водку чем будете закусывать? Икры свежей? Семги? Расстегайчиков? В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. - Не надо, - с неприятной грубостью сказал он. - Почем у вас огурцы соленые? Ну, хорошо, дайте два!
***Во-первых, речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва - Васюки. Это - раз. Два - это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три - поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать - овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты.
Гончаров И.А. Обрыв.
***«А ты, за службу и дружбу мою, - читал дальше Райский, - пришли или привези мне к зиме, с Волги, отличной свежей икры бочонок-другой да стерлядей в аршин: я поделюсь с его сиятельством, моим партнером, министром и милостивцем…»
*** На другой день Райский утром рано предупредил Крицкую запиской, что он просит позволения прийти к ней в половине первого часа, и получил ответ: «Charmee, j’attends» и т. д.
Шторы у ней были опущены, комнаты накурены. Она в белой кисейной блузе, перехваченной поясом, с широкими кружевными рукавами, с желтой далией на груди, слегка подрумяненная, встретила его в своем будуаре. Там, у дивана, накрыт был стол, и рядом стояли два прибора.
- Мой прощальный визит! - сказал он, кланяясь ей и останавливая на ней сладкий взгляд.
- Как прощальный! - с испугом перебила она, - я слушать не хочу! Вы едете теперь, когда мы… Не может быть! Вы пошутили: жестокая шутка! Нет, нет, скорей засмейтесь, возьмите назад ужасные слова!..
- Что это у вас? - радостно произнес он, вдруг уставив глаза на стол, - свежая икра!
Она сунула свою руку ему под руку и подвела к столу, на котором стоял полный, обильный завтрак. Он оглядывал одно блюдо за другим. В двух хрустальных тарелках была икра.
- Я знаю, что вы любите… да, любите…
- Икру? Даже затрясся весь, как увидал! А это что? - с новым удовольствием заговорил он, приподнимая крышки серебряных блюд, одну за другой. - Какая вы кокетка, Полина Карповна: даже котлетки без папильоток не можете кушать! Ах, и трюфли - роскошь юных лет! - petit-fours, bouchees de dames! Ax, что вы хотите со мной делать? - обратился он к ней, потирая от удовольствия руки - Какие замыслы у вас?
- Вот, вот чего я жду: этой улыбки, шутки, смеха - да! Не поминайте об отъезде. Прочь печаль! Vive l'amour et la joie.
«Эге! какой „abandon“!- даже страшновато…» - подумал он опасливо.
- Садитесь, сядем рядом, сюда! - пригласила она и, взяв его за руку, усадила рядом с собой, шаловливо завесив его салфеткой, как делают с детьми и стариками.
Он машинально повиновался, с вожделением поглядывая на икру. Она подвинула ему тарелку, и он принялся удовлетворять утренний, свежий аппетит. Она сама положила ему котлетку и налила шампанского в граненый стакан, а себе в бокал, и кокетливо брала в рот маленькие кусочки пирожного, любуясь им.
После жареной дичи и двух стаканов шампанского, причем они чокались, глядя близко друг другу в глаза, - она лукаво и нежно,
он - вопросительно и отчасти боязливо, - они наконец прервали молчание.
- Что вы скажете? - спросила она выразительно, будто ожидая чего-то особенного.
- Ах, какая икра! Я еще опомниться не могу!
Г.Р.Державин "Евгению. Жизнь Званская"
(...) Бьет полдня час, рабы служить к столу бегут;
Идет за трапезу гостей хозяйка с хором;
Я озреваю стол и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь - икра, и с голубым пером
Там щука пестрая прекрасны!
Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус:
Но не обилием иль чуждых стран приправой
А что опрятно все и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый. (...)
Менее известные цитаты:
Анатолий Мариенгоф Циники. Бритый человек .
- Зернистой икорочки? - Будьте добры. Эти черные жемчужинки следовало бы нанизывать на нить. Они были бы прекрасны на округлых и слегка набеленных плечах.
Эстер Браун Последние штрихи
Всегда берите с блюда одно канапе и избегайте ситуаций, когда требуется взять два. Если вы выпиваете, лучше всего закусывать канапе с икрой, так как масло замедляет всасывание алкоголя в желудке.
Мэрилин Монро американская киноактриса, певица 1926 - 1962
„Успех - как икра: вкусно, но если ее много съесть, может стошнить.“
Гилберт Честертон английский христианский мыслитель, журналист и писатель 1874 - 1936 г.
„В человеке, который ест икру, потому что ему захотелось, больше простоты, чем в том, который ест ячменные хлопья из принципа.
Андре Моруа французский писатель 1885 - 1967 гг.
„Проблема не в том, чтобы иметь деньги на чёрную икру, а в том, чтобы находить в ней вкус.“
Гарри Бардин советский и российский аниматор 1941 г.
„Творчество похоже на красную икру. Прежде чем раздавить и почувствовать вкус, ты катаешь ее языком во рту. И это самый прекрасный момент - ожидание.“
Николай Сергеевич Леонов генерал-лейтенант КГБ в отставке; доктор исторических наук 1928
„7 ноября 1960 года Че Гевару пригласили на парад на Красную площадь. Он был наслышан об этой церемонии, видел ее на экранах кинотеатров и теперь волновался. Так как он являлся гостем Министерства внешней торговли, ему отвели место на гранитных трибунах недалеко от Исторического музея. Я мерз рядом с ним. Вдруг к нам прибежал запыхавшийся сотрудник аппарата ЦК и сказал, что Хрущев приглашает Че Гевару подняться на трибуну Мавзолея. Че отказался, считая, что по рангу он не достоин стоять рядом с «небожителями», полагая, что на Мавзолей должны подниматься или главы правительств, или лидеры братских партий. Посланец ушел, но спустя некоторое время он возвратился с категорическим приглашением-приказом подняться на Мавзолей. Гевара подчинился. Мне запомнилось его посещение одного советского дома. Большинство из нас жило в коммунальных квартирах, не пригодных для приема гостей. С трудом нашли приличную однокомнатную квартиру в высотном доме на Котельнической набережной, где тогда проживал А. И. Алексеев - будущий посол на Кубе, хорошо знавший Гевару. Мы собирались «шикануть» и поразить гостя русскими деликатесами: икрой, янтарной семгой, душистым осетром и прочей вкуснятиной. Но каково же было наше изумление, когда Гевара, увидев это богатство на столе, сказал, что он не ест рыбного, поскольку оно провоцирует приступы астмы. На часах было около часа ночи, все магазины закрыты, мы - в панике… Но гость с разрешения хозяйки заглянул в холодильник и, обнаружив там полбатона самой дешевой чайной колбасы, с удовольствием стал уплетать ее, приговаривая: «Не ел ничего более вкусного за все время пребывания в СССР!»
Икра. Книга "Франция в свое удовольствие. В поисках утраченных вкусов." Цитаты, в которых упоминается икра, из произведений И. Шмелева. Цитаты из художественной литературы, в которых упоминается икра. А.П. Чехов. Цитаты из художественной литературы, в которых упоминается икра. П.И. Мельников-Печерский.