День Петра́ и Па́вла или Петро́в день;
полное название День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла - христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла.
Петровский пост завершается 11 июля. Если День Петра и Павла приходится на среду или пятницу (как в 2019 году), то в праздничный день пост еще действует, то есть нельзя употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца. Разрешается горячая постная пища с растительным маслом, рыба и морепродукты, а также вино.
Вспомнила об этом празднике довольно поздно, вечером,но до полуночи время есть
показать вкусную цитату.))
Мельников-Печерский П.И. "В лесах." и "На горах."
Мать Виринея все сотворила по чину: начал положила и с земными поклонами простилась у игуменьи и благословилась. И когда обряд, как следует, отправила, Манефа спросила ее:
- Много ль пирогов напекла? - спросила она Виринею.
- Двенадцать с тельным (1)*, девять с визигой да с малосольной белужиной, с молоками да с жирами,-ответила Виринея.
- Маловато!.. Коль и завтра столь же спечешь, вряд ли на всех пришлых христолюбцев после вина на закуску достанет.
- Хватит, матушка, не тысячи же их нагрянут,- успокаивала игуменью мать Виринея.
- Погляди, что навалит!..- усмехнулась Манефа.- Охочи до сладкого куска, оравой нагрянут... Как можно больше пеки пирогов.
- Власть твоя, матушка, а печку не раздвинешь... Больше того нельзя напечи,- разводя руками и слегка склоняя голову, ответила мать Виринея
-Спосылай завтра приспешницу к Бояркиным, пущай у них пироги допекают. К Россохиным тоже пошли, только бы там в оба глядели - народ продувной - разом припасы растащут. У Жжениных завтра на холодное рыбу варить, а в самый день праздника сазанов да лещей с яйцами жарить...Хворосты можно бы завтра дома испечь... Успеешь?
-Успею, матушка, бог милостив, управлюсь,- сказала мать Виринея.
- Знатные гости на празднике будут, надо, чтоб все по-хорошему было: Смолокуров Марко Данилыч с Дунюшкой приедет, Патап Максимыч обещался, Самоква-сова племянник здесь... Опять же матери со всех обителей наедут - согласные и несогласные... Угощенье тут первое дело, надо, чтоб видели все наше строительство, все бы хозяйственность нашу ценили... Варенцов много ли?
- Тридцать два варенца ,матушка. По моему расчету на почетны столы за глаза хватит,- сказала мать Виринея.- Пришлым столы на дворе, чай, будут?.. Не обносить же их варенцами.
- Известно дело,- согласилась Манефа.- Не по ихним губам сладки кушанья... Им в перву перемену свекольник с коренной рыбой. Изведи смолокуровские пересеки, что прошлым годом прислал. Что рыба-то?.. Попортилась?
- Доспела, матушка, совсем доспела, пованивает,- молвила Виринея.
- Как же быть-то? - призадумалась Манефа.
- А ничего, матушка, сварим,- отозвалась опытная мить Виринея.- Сопрут да после еще не нахвалятся...любит ведь у нас мужичок доспелую рыбку,она ему слаще непорченой...
- Опять же надо и погреб очистить,- заметила Манефа.- Марко Данилыч шлет новы кормы... Скорми в самом деле старенькое-то без остали...
- Сазан там еще соленый от прошлого года остался, чуть ли полпересека не наберется. Больно дух пустил, матушка,- молвила Виринея.
- И его скорми,- решила Манефа.- Надо ж погреб очистить. На втору перемену его на двор и подай.
Слушаю, матушка,- сказала Виринея.- А из горячего что на двор-от прикажешь?
- Похлебку с картофелем да со свеклой, рыбешки какой ни на есть подбавь, головизны,-приказывала Манефа.
-Скоро новый овощ поспеет, старый тоже пора изводить.
- Изведем, матушка, не беспокойся,- молвила Виринея.- Бог милостив, все изведем. А из мисинного (2)* что на двор укажешь?
- Разве оладьи с медом да пряженцы с яйцами?.. Яиц-то довольно у нас?-спросила Манефа.
- Вдоволь, матушка, вдоволь. Этого добра оченно даже довольно,- отвечала Виринея.
- Так спеки пряженцы на двор-от,- решила Манефа.- Да яйца-то хорошенько разглядывай на огонь... Которы залежались - на двор, а свеженькие в келарню почетным гостям... Стерляди что?.. Играют?
-Троичка уснула,матушка,к завтреву,пожалуй,еще две уснут.
-Эх ты,старая!...Не смогла уберечь!..Воду бы чаще меняла!-недовольным голосом проговорила Манефа.
-Как воду не менять матушка?Слава Богу,не впервые!По три да по четыре раза на день меняла.
Сама знаешь,какова у нас водица-то...Болотная,иловая,как в ней такой рыбине жить?..оправдывалась Виринея.
-Угораздило Федора Андреича таково рано стерлядей прислать!-молвила Манефа.-А тот пяток?Большие-то,что на развар готовлены?..Плавают?
-Живы,матушка,живы-живехоньки,одна только что-то задумалась,-сказала Виринея.
-Поблюди их,Виринеюшка,ледку,что ли тай да в ледовую воду сажай..А из середних большим гостям чтоб уха вышла хорошая.
Из налимов-то печенки ты бы вынула да на лед.
- Сделано, матушка, сделано. Не беспокойся, уха выйдет знатная,- сказала Виринея.
- Постарайся, Виринеюшка, ради господа постарайся... Сама ведаешь, какой день станем праздновать... Опять же собрание и почетные гости... Постарайся ради почести нашей обители... У Аркадьюшки по службе все будет как следует, не осрами и ты нас, пожалуйста... Трапезными учреждениями слава обители перед людьми высится больше, чем божественной службой... Так уж ты постарайся, покажи гостям наше домоводство... Слава бы про нашу обитель чем не умалилась. Потерьки бы какой нашей чести не случилось!..
- Постараюсь, матушка,- ответила Виринея.- Не впервой!.. Только бы мне на подмогу двух-трех девиц еще надобно,- промолвила она.
- Возьми кого знаешь, хоть всех бери - дело твое,- сказала Манефа.- Да началь их хорошенько, чтоб не очень ротозейничали. Не то, до меня не доведя, В погреб на лед озорниц сажай... Ну, прощай, Виринеюшка, не держу тебя, ступай к своим делам, управляйся с богом, помогай тебе господи!
Положила Виринея семипоклонный начал, сотворила метания, простилась, благословилась и пошла вон из кельи игуменьиной.
1.* Тельное-Фарш из свежей частиковой (то есть не красной) рыбы, преимущественно из судака или щуки.
2* Старинное пирожное, постоянно бывавшее за царскими столами.
Это пряженное на масле печенье, приготовленное в «сушь», на него кладут варенье. Хворосты и теперь употребляются в среднем классе горожан и у богатых крестьян. В скитах - самое любимое пирожное.
Петров день.
Петров день наступает: летняя братчина, братчина-петровщина.
По селыщине-деревенщине пир горой.
Накануне Петрова дня по селам возня, по деревням суетня.
Конец петровке-голодовке - молёного барашка в лоб!..
Давай, бабы, творогу, сметаны, простокваши, топленого молока!.. Стары люди за верное сказывают, что прежде петровок и в заводях не было; вы, бабы, скопидомок, тот пост у господа вымолили; вы, бабы, жалобились: без летнего-де поста ни масла, ни другого молочного запасти нельзя, все-де молоко мужики с ребятишками выхлебают... Ну вот, по вашему умоленью и мы держим пост - давай же на розговенье все напасенное!.. Жарь, пеки, да вари, пойдет у нас пир на весь божий мир!.. Пост провалил, до зеленого покосу напразднуемся... Не жалей на брагу хлеба, солоду - зажелтели поля, колосья клонятся, нового богатья (нового хлеба) недолго ждать!..
Таков на Петров день бабам дается приказ от отцов да от свекров, и накануне праздника зачинается вкруг печей возня-суетня. Дела по горло, а иной хозяюшке вдвое того: есть зять молодой - готовь ему теща петровский сыр, есть детки богоданные - пеки тоболки (3)* , неси их крестникам на розговенье, отплачивай за пряники, что приносили тебе на поклон в прощено воскресенье вечером.
У молодежи накануне Петрова дня свои хлопоты: последняя «хмелевая ночка» подходит, завтра надо Кострому хоронить... Еще пройдет день, лета макушка придет, начнется страда, летним гулянкам конец... Вечером, только закатится солнце и сумрак начнет по земле расстилаться, девушки с молодицами, звонко песни играя, выходят гурьбой за околицу, каждая охапку соломы Тащит. Выбрав укромное место, раскладывают костры И при свете их вяжут Кострому из соломы. Одевши ее н нарядный сарафан недавно вышедшей замуж молодицы и убравши цветами, молча, без шуток, без смеха Кладут на доску возле воды... Тут молодцы приходят, начинаются песни, хороводы. Всю ночь напролет молодежь веселится, а когда зачнет утрення заря разгораться, приходят на игрище люди пожилые, даже старики: Посмотреть-поглядеть, как солнышко красное станет играть.
Петров пост зовется голодным, потому что ни овощи, ни грибы еще не поспели, а хлеб на исходе. Говорят: «Петровка-голодовка, спасовка-лакомка» (спасовка - успенский пост). Общее великорусское поверье, что Петров пост бабы у бога выпросили для скопа масла. Молёный, или обреченный, баран обыкновенно назначается на петровскую братчину. Петровских баранов брали помещики с крестьян, берут попы с прихожан.
Там, где братчина, обедают тотчас после ранней обедни. Щи с бараниной,ватрушки,бараний бок с кашей-бычные яства на петровском обеде.
Пообедавши,мужчины старые и молодые,спешат на братчину на петровщину. На деревенском выгоне ставят столы и раскладывают на них жареную баранину, ватрушки и пироги с бараньим сердцем,легким,печенкой,почками,мозгами,языком.
Ставят жбаны с пивом,сваренным на складчину,да вино зелено,покупное на общие деньги.
На братчине только свои. «На пиры на братчины незваны пити не ездят»,- сказано лет за пятьсот и побольше того. Начинают с вина, пьют без шапок, чинно, степенно.
Хитры были, догадливы келейные матери. В те самые дни, как народ справлял братчины, они завели по обителям годовые праздники. После торжественной службы стали угощать званых и незваных, гости охотно сходились праздновать на даровщину. То же пиво, то же вино, та же брага сыченая, те же ватрушки, пироги и сочовки, и все даровое. Молёного барашка нет, а зато рыбы - ешь не хочу. А рыба такая, что серому люду не всегда удается и поглядеть на такую... Годы за годами - братчин по Керженцу не стало.
Когда зачиналась обитель Манефина, там на извод братчины-петровщины на Петров день годовой праздник уставили. С той поры каждый год на тот день много сходилось в обитель званых гостей и незваных богомольцев. Не одни старообрядцы на том празднике бывали, много приходило и церковников. Матери не спрашивали, кто да откуда, а садись да кушай. И люб показался тот обычай деревенскому люду...
Стоном стоят голоса на широком дворе Манефиной обители.
Собралось на праздник народу многое множество.
От часовни до келарни по обеим сторонам дорожки, что во многие годы протоптана стопами богомольных и трапезолюбивых келейниц, по зеленой траве-мураве ставлены были козлы, а на них кладены тесины, крытые холстами и уставленные жбанами с квасом и пивом, великими укрухами ржаного и пшеничного хлеба и деревянными кружками. На каждом кружке по куску пирога, у каждого кружка по прихожему богомольцу стоит. Мужики и бабы, парни и девки, подростки ребя тишки ждут не дождутся конца службы и начала угощенья. Все деревенские...
Только прошел ход матерей и почетных гостей, пришлые христолюбцы с шумом и гамом садились вдоль столов на скамьи. Конюх Дементий с трудниками разно сили деревянные стаканчики, а христолюбцы, широко осенив себя крестным знамением, пили из них зелено вино во славу божию, а сдобными пирогами с рыбной начинкой закусывали. Потом трудники, под надзором пяти матерей, ставили на столы одну перемену кушании за другою, потчевали гостей брагой сыченой, пином похмельным. И усердные богомольцы все дочиста поели, потребили весь залежалый в Манефиных погребах рыб ный запас и много за то благодарствовали...
Чинна и стройна была трапеза, в келарне уготованная. Почетный стол в переднем краю стоял.
Ударила Манефа в кандию, Марьюшка, стоя за налоем, начала чтение «похвалы апостолам», а Виринея распорядилась ставкою на столы кушанья. И все ели и все пили благодушествуя, в великом смирении и в строгом молчании.
На почетный стол становили кушанья, что искусной рукой Дарья Никитишна сготовила, на другие столы становили яства попроще, стряпни Виринеиной. На Почетный стол подавали дорогие вина заморские, на другие столы квасы ставленные, брагу сыченую, пиво мартовское домашнего варева.
3*. Тоболки-пресные пироги с творогом.
Примечания автора.
Я не интересовалась тоболками, а напрасно, вот здесь автор
написал прекрасно информированный пост.
В нем и цитаты, и рецепты, не поленитесь, прочтите,
а может быть кто-то и захочет испечь старинные тоболки?
Я-то уже хочу.))