Забайкалье. Читинская область. поселок Сбега. Историческое.

May 03, 2019 23:00

Мне давно хотелось написать тему о своем поселке Сбега.
Я про него все пишу - медвежий угол да сибирская глушь.
А у глуши, между прочим, есть история.
Александр Черкасов в "Из записок сибирского охотника" в главе 5 "Урюм" написал:


Урюм, Урюм! Сколько тяжелых и вместе с тем приятных воспоминаний рождается в моей голове при этом слове! Ты мне родной и потому тесно связан с моим существованием, с моим бытием как лично, так и в семейных узах родства. Сколько горя, забот, слез и радостей принес ты мне в моей жизни в пору цветущей молодости и сколько лишений дало мне твое существование! Урюм! Ты мое детище, мой пестун и, пожалуй, мачеха… Кажется, какая нелепость в этих словах, если совместить понятие одновременно в значении этих самых слов, а между тем никакой нелепицы в них нет, если рассмотреть их порознь. Но об этом после; сама статья пояснит читателю, что я прав; но вопрос в том, хватит ли у него терпения дочитать до конца! Ну что за беда, если и не хватит; не такие горшки летали об нашу голову - ничего! Была бы только справедливость; виноват будет он, а я буду прав, значит, и на совести моей станет полегче.

Однако ж, не откладывая в долгий ящик, надо сказать, что такое Урюм. Это долина, или по-сибирски падь, в северо-восточной части Нерчинского горного округа. Речка Урюм берет свое начало из угрюмых отрогов Яблонового хребта, который в этом месте служит водоразделом Олекминской и Шилкинской систем, а в более обширном смысле - отделяет воды громадной Лены от Амура, Ледовитый океан от Охотского моря! Забравшись на отроги этого водораздела, бывало, невольно приходила в голову такая мысль: вот место, на котором какой-нибудь вершок земли делит воду на громадные расстояния необъятной Сибири! Быть может, одна капля дождя переломится надвое - и одна ее половинка попадет в Ледовитый океан, а другая в Охотское море!
Какое неизмеримое расстояние! Как грандиозно творение Господа! Не то ли мы встречаем часто и в жизни человека…
Урюм, беря свое начало из отрогов Яблонового хребта, спускается на юг, принимает в себя множество мелких ручейков и речушек, соединяется с более солидными речками и, пробежав не одну сотню верст, делается заметной сибирской рекой и называется Черным Урюмом; а соединившись с неменьшим по величине протекаемого пространства Белым Урюмом, подошедшим к нему с запада, течет уже одной струей, составляя одну большую реку Черную, которая и впадает с левого берега в реку Шилку. Место соединения Урюмов называется Сбегами, отсюда Черная катит свои волны до Шилки на расстояние 80 или 90 верст. Черный Урюм называется потому, что весь свой путь протекает по сплошным темным дебрям тайги, а Белый, наоборот, бежит преимущественно по луговой долине, и только его вершины сумрачны не менее своего собрата. В голове вертится так много эпизодов, тесно связанных с моей жизнью в этом уголке Сибири, что более подробное описание местности остается на втором плане, да оно, пожалуй, и лишне, потому что всего не опишешь, растянешь статью, а читателю надоешь, который, быть может, и то уже морщится. Поэтому лучше замолчу и о красотах тайги скажу только при случае, если придется.

Хочется сохранить информацию о писателе, поэтому
Справка.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Черка́сов (1834-1895) - писатель, городской голова Барнаула с 1886 по 1894 год, городской голова Екатеринбурга с 1894 по 1895 год, горный инженер.
По окончании в 1855 году института Корпуса горных инженеров, где учились также и два его старших брата - Иван и Аполлинарий, служил в Нерчинском горном округе, затем, с 1871 года, на Алтае - управляющим Сузунским медеплавильным заводом. В 1860 году женился на дочери забайкальского казака Евдокии Ивановне. В 1862 году на Малом Урюме им были найдены большие россыпи золота и Черкасов получил награду: ему была назначена пенсия - 1200 рублей в год. В это время он начал писать свои охотничьи впечатления; в мае 1866 года в «Современнике» был напечатан первый отрывок из «Записок охотника Восточной Сибири», первое издание которых появилось в следующем, 1867 году.
С 1883 года, выйдя в отставку, жил в Барнауле, где в 1886 году избран городским головой Барнаула: Е. Д. Петряев писал: «Черкасовы купили дом на Вознесенской улице. Усадьба примыкала к саду знаменитого Харитоновского дворца, известного по роману Д. Н. Мамина-Сибиряка „Приваловские миллионы“». В 1890 году переехал в Екатеринбург, где был избран городским головой Еактеринбурга. Утром 24 января 1895 года он поучил по почте анонимный пасквиль, который грязнил честь его и семьи. Тут же, за письменным столом, он умер от паралича сердца. Похоронен на Тихвинском монастырском кладбище близ Собора Александра Невского (место захоронения не сохранилось)

Дело в том, что я поселке Сбега прожила с трех лет до 20, если не считать год в Чите после школы.
мои родители уехали из Куйтуна в Сбега, т.к. там леспромхоз ждал рабочие руки, строился, а нам нужна была отдельная квартира и мы её получили довольно быстро, в дет.сад я пошла в 5 лет уже из новой квартиры. Квартира была довольно просторная, по обе стороны дома огороды, просторный двор с кладовкой, летней кухней и прочим,рядом в отдалении участок для картофельного поля, там же были и соседские огороды с постройками для для скота и банями, за которыми уже шел лес.
Поселок делится на 3 части, низ, где проходит железная дорога, верх, где в основном жили приехавшие молодые семьи и справа от станции еще часть поселка с речушкой и тоже с коренным населением.
В Эстонии бы сказали что только верх поселка, который располагался на сопке, с государственными квартирами, а вот две старые части-это частные сектора.
Кто знает, возможно там жили прямые потомки старожилов тех далеких времен когда там началось строительство железных дорог в тех краях.
Я добавлю немножко фотографий из сети и информации о них.

Станция Сбега.

Данные фотографии входят в альбом художественной студии московского книгоиздательского товарищества "Образование", в котором запечатлено строительство западной части Амурской железной дороги Транссибирской магистрали в 1908-1913 гг. Альбом дает достаточно полное представление о строительстве железных дорог в Сибири в царскую эпоху. Вторая половина XIX века в России была периодом активного развития железных дорог, который завершился строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Трансконтинентальная магистраль имела для России такое же большое значение, как и железные дороги к Тихому океану в США и Канаде: по ней предполагалось снабжение и заселение Сибири, а также доставка сырья для быстро развивающейся промышленности к западу от Урала. Несмотря на суровый климат и сложный рельеф местности, а также сжатые сроки строительства, Россия успешно завершила этот масштабный проект, соединив европейскую и азиатскую части империи. Согласно инженерному плану было осуществлено последовательное строительство шести основных сегментов, а именно:

Западно-Сибирская дорога от Челябинска до Ново-Николаевска (сейчас Новосибирск) на реке Обь;
Уссурийская дорога от Хабаровска до Владивостока;
Средне-Сибирская дорога от Ново-Николаевска до станции Иннокентьевская недалеко от Иркутска с веткой до Томска;
Кругобайкальская дорога от Иркутска до восточного побережья Байкала;
Забайкальская дорога от Байкала до станции Сретенск.

Строительство этих пяти сегментов было завершено в период 1881-1904 гг.
Шестой сегмент, Амурская дорога от Сретенска до Хабаровска, был введен в эксплуатацию только в 1916 году. До завершения строительства Амурской дороги железнодорожное сообщение с Тихоокеанским регионом осуществлялось только через Китайско-Восточную железную дорогу в Маньчжурии, которая соединялась с Транссибирской магистралью восточнее Читы.

Временное помещение начальника 1-го участка




Первые бараки в Сбегах.




Обмер и приемка земляных работ на 1-м участке




вот эти камни мне очень знакомы, когда я уезжала из дома в Читу, мы проезжали такие участки..очень крутые бока сопок в камнях и практические голые..и тем не менее мы там облазили все что только можно, внизу после ж\д путей за речкой Черным Урюмом были поля с незабудками..Речка в том месте очень быстрая и практически ледяная, и все равно мы там соревновались кто дольше против течения проплывет.))
А про поля с незабудками я написала в своей сказке "Лето незабудок." ))

Станция Сбега.
Сбега от слова "сбежались", ударение на последнюю "а" и имеет множественное число.
В Сбегах, из Сбегов и т.д. )) были версии про беглых каторжников, но они не были жизнеспособными..




Вдали винтовая каменная лестница, что это означает- мне неизвестно.))
Я её не помню.. наверное без меня уже поставили.))
Во всяком случае ступеньки вверх- это хорошо! ))




И вот это место мне очень и очень знакомо, по-моему это Черный Урюм, где мы купались около сопки, берег с песочком и частенько на сопке сидело не то одно, не то два облачка.))
Видите на другом берегу островок с деревьями?
Там как раз и есть то слияние Белого Урюма с Черным.
белый с непрозрачной водой, потому что в ней полно глинистых частичек.
И выглядит это место удивительно- полоса темной воды соседствует с полосой светлой и они бегут вперед будто наперегонки ..
На подъезде к Сбегам есть два больших моста, с которых отлично все это видно.
На первом мосте поезда проезжают участок, на втором останавливаются минуток на пять, почему, тоже не знаю. Заодно можно и можно посмотреть на слияние двух рек-нечасто такое увидишь.))




Я в последнем отпуске в 92 году там купалась около той сопки.
Ничего не изменилось..даже облако так и сидело на сопке впереди веселого солнышка.))
А место опасное..воронок полно..одна воронка утащила Маринку, годом меня младше девчонку..
В той семье и так хватало-младший сын неполноценным родился, отец пил..и Маринку воронка утащила...

Небо там низкое, по вечерам очень темно и небосвод усыпан звездами да такими крупными, а Млечный путь,кажется, можно ухватить рукой за хвост.))

Соскучилась я по Родине страшно..
Пусть тогда уж хоть тема будет про мои Сбега.))
А сейчас я начну писать про свой последний отпуск в тот 92-й.))

Сибирь далекая и близкая., Родина., Байки у самовара.

Previous post Next post
Up