Бунин. Окаянные дни.

Oct 13, 2015 05:16

Читаю с подачи iismene «Окаянные дни» Бунина.
Непростой он был мужик…
Его отлично сыграл актер в фильме «Дневник его жены» Андрей Смирнов.

Они внешне даже чем-то похожи…
Слева Смирнов,справа Бунин…



Фильм мне настолько понравился,что я уже не раз его смотрела…
И кто его не смотрел-всем рекомендую…

и вот книга «Окаянные дни»..


https://www.litmir.co/br/?b=5260&p=15  стр. 15

«…Кончил воспоминания Булгакова. Толстой говорил ему:
- Курсистки, читающие Горького и Андреева, искренно верят, что не могут постигнуть их глубины… Прочел пролог к «Анатэме» - полная бессмыслица… Что у них у всех в головах, у всех этих Брюсовых, Белых?
Чехов тоже не понимал что. На людях говорил, что «чудесно», а дома хохотал: «Ах такие-сякие! Их бы в арестантские роты отдать!» И про Андреева: «Прочитаю две страницы - надо два часа гулять на свежем воздухе!»
Толстой говорил:
- Теперь успех в литературе достигается только глупостью и наглостью.»

Охо-хо…ничего не меняется..))
М.Цветаева одно время просто боготворила Брюсова..
Читала ли она Горького?
возможно…

Вот отрывок из воспоминаний её сестры Анастасии:

«Преклоняясь перед борцами революции, Марина мечтала и сама принимать участие в борьбе за свободу и светлое будущее людей. Марина старалась меня познакомить с революционным движением, снабжая меня запрещенными в то время книгами. В атмосфере, царившей у нас в пансионе, Марина считалась «неблагонадежной», и боялись ее влияния. Говорили, что ей предложили уйти от нас за «свободомыслие». Марина уверяла, что в предстоящей ей в будущем личной жизни она будет свободной от пут заурядного семейного быта, отдаваясь целиком работе на революционном и литературном поприще».

Когда Марину исключили из гимназии фон Дервиз, была весна 1907 года. Лёра выехала с нами в Тарусу. Марина очень любила Некрасова.»

Некрасов красиво писал о несчастной крестьянской доле,сам же своих людей морил голодом..
Зато его любимые собаки ели из хрустальных ваз, сидя на кожаных диванах за богатым инкрустированным столиком…Поэт имел тонкое чутье на веяния времени..
И умел извлечь из этого свою выгоду..
Запахло революцией?
Хорошо,пишем про мальчонку с лошаденкой и воз дров..
Или несчастную бабскую долю…
А восторженные барышни, пламенно переживающие перемены и самоотверженно готовящиеся
бороться за идеи,почему то в самый разгар событий оказываются за границей..
и правильно делали…только вот умные там и оставались…
а Марина вернулась… вот по сию пору не могу этот факт понять и принять..
Глубоко талантливый,образованный человек,умная и не слабая женщина…
и вот..на поводу у Некрасова, у Брюсова и иже с ними..

Революционизм это заразно…
как вирус..и нет от этого прививок…

Одно только уже заявление, что женщинам нужно быть свободными от пут заурядного семейного быта - бред сивой кобылы! С древности женщины были хранительницами семейного очага..
и неважно в какой то семье было- в нищей,купеческой,дворянской..
Женщина заботилась о семье, делая то,что испокон веков ей и предназначается..
Марина же отрекаясь от этих обязанностей, тем не менее, замуж выходит и рожает троих детей..
Только мне интересно,кто тогда за неё этими домашними путами обременится и возьмет на себя обязанности кормить её семью,воспитывать её детей и делать в доме всю женскую работу..
Может быть, прислуга в идеальном коммунистическом обществе все на себя возьмет,
пока мать и жена будут трудиться на революционном и литературном поприще?
а зачем тогда гореть ради идеи всеобщего равенства?
Где оно-равенство? или те кто шел в прислугу после революции к революционно озабоченным барышням рылом не вышли,чтоб быть с ними равными и тоже освободиться от пут не только своего быта, а и чужого??

сразу оговорюсь..
я талант Марины не умаляю.
Но я и не её поклонница…
Просто вот как то строки из записок Бунина ковырнули..
Я не люблю Блока,Чернышевского,Горького,Белинского..
Некрасова же вообще никак не воспринимаю..
Мне не симпатичен Л.Толстой..
Но в данном случае я и с Толстым согласна,и с Чеховым и уж с самим Буниным всенепременно..

Вот читаю эти Записки и уже просто хохотать начинаю…
ну вот..изумительный отрывок на той же 15 стр.!!!

И прежде всего литература поможет, которая что угодно исказит, как это сделало, например, с французской революцией то вреднейшее на земле племя, что называется поэтами, в котором на одного истинного святого всегда приходится десять тысяч пустосвятов, выродков и шарлатанов.

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

Да, мы надо всем, даже и над тем несказанным, что творится сейчас, мудрим, философствуем. Все-то у нас не веревка, а «вервие», как у того крыловского мудреца, что полетел в яму, но и в яме продолжал свою элоквенцию. Ведь вот и до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девку, суть апостолы или все-таки не совсем? Михрютка, дробящий дубиной венецианское зеркало, у нас непременно гунн, скиф, и мы вполне утешаемся, налепив на него этот ярлык.

И вообще вся эта 15-я стр. перл на перле..

Вообще, литературный подход к жизни просто отравил нас. Что, например, сделали мы с той громадной и разнообразнейшей жизнью, которой жила Россия последнее столетие? Разбили, разделили ее на десятилетия - двадцатые, тридцатые, сороковые, шестидесятые годы - и каждое десятилетие определили его литературным героем: Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров… Это ли не курам на смех, особенно ежели вспомнить, что героям этим было одному «осьмнадцать» лет, другому девятнадцать, третьему, самому старшему, двадцать!

ну разве не так было?

а вот это?

Газеты зовут в поход на Европу. Вспомнилось: осень 14 года, собрание московских интеллигентов в Юридическом обществе. Горький, зеленея от волнения, говорил речь:
- Я боюсь русской победы, того, что дикая Россия навалится стомиллионным брюхом на Европу!
Теперь это брюхо большевицкое, и он уже не боится.
Рядом с этим есть в газетах и «предупреждение». «В связи с полным истощением топлива, электричества скоро не будет». Итак, в один месяц все обработали: ни фабрик, ни железных дорог, ни трамваев, ни воды, ни хлеба, ни одежды - ничего!
Да, да - «вот выйдут семь коров тощих и пожрут семь тучных, но сами от того не станут тучнее».

Прав? еще сто раз как прав…
А про Горького-эту революционную пЧичку бурестника, который сущее насилие было на моих уроках,я и покрепче могу высказаться..
проститутка революционная,которая едва из грязи в князи вылезла,бросив свой паспортище,которое в кармане вонючих портков валялось,отсиживалась на Крите…это у меня еще и ассоцияация с маяковским,такой же орел,пара буревестнику..который про свое босое и голодное детство вспоминать не собирался..
Недавно видела передачу..
Маяковского доченька престарелая на 9-м десятке лет собралась получить гражданство российское..
мол,и саму корни тянут (что-то 80 лет корни её никуда из Америки не тянули),и наследие папенькино бы надо увековечить ( только на кой леший это маяковское наследие России обделалось) и пора с Родиной папеньки познакомиЦЦа!
А чего она раньше то сидела вон там за океаном и никуда не собиралась?
ни наследие спасать,ни с землей предков знакомиться не собиралась?
то тайна..нам её не постичь..

Странно вообще все выглядит...
Почитаешь мемуары о Маяковском,оторопь берет..
Двухметровый дяденька  валялся в ногах у Лилии Брик,это сожительство втроем,которое потом еще и нашло отражение в творчестве Маяковского..

В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.

Когда ему стали говорить в глаза,что он исписался,дядька просто пустил себе пулю в сердце.

Нас вот Бунин уже познакомил со страхами ,как Горький боялся дикой России и русской победы! Помирать тем не менее Горький, у которого вообще то фамилия Пешкин, простите-ПешкОв,что в принципе одно и то же-пешка она и есть пешка..куда пошлют,туда и пешает…приволокся в Россию.
вот тебе и буревестники великой русской революции!

Досталось и моему любимому Гончарову от Бунина..))

Перечитываю «Обрыв». Длинно, но как умно, крепко. Все-таки делаю усилие, чтобы читать, - так противны теперь эти Марки Волоховы. Сколько хамов пошло от этого Марка! «Что же это вы залезли в чужой сад и едите чужие яблоки?» - «А что это значит: чужой, чужие? И почему мне не есть, если хочется?» Марк - истинно гениальное создание, и вот оно, изумительное дело художников: так чудесно схватывает, концентрирует и воплощает человек типическое, рассеянное в воздухе, что во сто крат усиливает его существование и влияние - и часто совершенно наперекор своей задаче.

Все там..стр. 15.. Как прав Бунин…
в Обрыве как раз сильную неприязнь и вызывает этот Марк…
хам,который считает,что все ему вседозволено - брать,брать и брать чужое…

Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»

И не удивлюсь,если кого и убил бы за эти деньги..
очень уж проникновенно писал свои произведения..

Когда выходили из дому, слышал, как дворник говорил кому-то:
- А эти коммунисты, какие постели ограбляют, одна последняя сволочь. Его самогоном надуют, дадут папирос, - он отца родного угробит!

а счас что изменилось?
название пойла,наркота да денежная подачка…
а так- все как и было.. это я вспомнила всем известные события в мире..

А как вот это скотство комментировать?

Случается, что, например, выходит из ворот бывшей Крымской гостиницы (против чрезвычайки) отряд солдат, а по мосту идут женщины: тогда весь отряд вдруг останавливается - и с хохотом мочится, оборотясь к ним.

Это все Бунин…
и вот это тоже он..

А в красноармейцах главное - распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр». Одеты в какую-то сборную рвань. Иногда мундир 70-х годов, иногда, ни с того ни с сего, красные рейтузы и при этом пехотная шинель и громадная старозаветная сабля.
Часовые сидят у входов реквизированных домов в креслах в самых изломанных позах. Иногда сидит просто босяк, на поясе браунинг, с одного боку висит немецкий тесак, с другого кинжал.
Чтобы топить водопровод, эти «строители новой жизни» распорядились ломать знаменитую одесскую эстакаду, тот многоверстный деревянный канал в порту, по которому шла ссыпка хлеба. И сами же жалуются в «Известиях»: «Эстакаду растаскивает кто попало!» Рубят, обрубают на топку и деревья - уже на многих улицах торчат в два ряда голые стволы. Красноармейцы, чтобы ставить самовары, отламывают от винтовок и колют на щепки приклады.

Сброд и быдло,которое рубило сук под собой…такого даже примат не додумается сделать…
там хотя бы инстинкт сработает….

Вчера смотрела новости..
говорили о псевдоисламе..
Аллах акбар говорят,когда рождается ребенок,строится дом и высаживается сад..

Те,что идут нести смерть и разрушение в мир,тоже орут Аллах акбар..
Это творится сейчас..
Почти столетие назад пели:

Кровью народной залитые троны
Мы кровью наших врагов обагрим,
Месть беспощадная всем супостатам,
Смерть паразитам трудящихся масс!

Кровь,паразиты,смерть..
чем они то лучше были тогда?

или вот…всем известное..

Мы пошлем всем злодеям проклятье,
На борьбу всех борцов позовем…
- Вихри враждебные веют над нами…
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело…
- Мы в плуги меч перекуем
И новой жизнью заживем…

Всех проклянем,поубиваем,все разрушим и заживем новой жизнью! ура!

Светопреставление…воистину начало конца…

Достоевский говорит:
«Дай всем этим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями всего человечества, прежде чем будет завершено…»
Теперь эти строки кажутся уже слабыми.

немудрено…
Знал бы Достоевский,насколько пророческими окажутся его слова….
теперь этот мрак и хаос уже просто в законе,если хотя бы с недельку посмотреть последние
новости..

Дочь Пальчикова (спокойная, миловидная) спрашивала меня:
- Правда, говорят, барин, к нам сорок тысяч пленных австрийцев везут?
- Сорок не сорок, а правда, везут.
- И кормить их будем?
- А как же не кормить? Что ж с ними делать?
Подумала.
- Что? Да порезать да покласть…
Мужики, разгромившие осенью семнадцатого года одну помещичью усадьбу под Ельцом, ощипали, оборвали для потехи перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, летать, метаться, тыкаться с пронзительными криками куда попало.
Но что за беда! Вот Павел Юшкевич уверяет, что «к революции нельзя подходить с уголовной меркой», что содрогаться от этих павлинов - «обывательщина». Даже Гегеля вспомнил: «Недаром говорил Гегель о разумности всего действительного: есть разум, есть смысл и в русской революции».
Да, да, «бьют и плакать не велят». Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут «подходить к революции» те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос? Но какое же дело Павлу Юшкевичу до подобных «обывательских» вопросов!
Говорят, матросы, присланные к нам из Петербурга, совсем осатанели от пьянства, от кокаина, от своеволия. Пьяные, врываются к заключенным в чрезвычайке без приказов начальства и убивают кого попало. Недавно кинулись убивать какую-то женщину с ребенком. Она молила, чтобы ее пощадили ради ребенка, но матросы крикнули: «Не беспокойся, дадим и ему маслинку!» - и застрелили и его. Для потехи выгоняют заключенных во двор и заставляют бегать, а сами стреляют, нарочно делая промахи.

ничего не ново..все старо как мир…

P.S. Тут обрываются мои одесские заметки. Листки, следующие за этими, я так хорошо закопал в одном месте в землю, что перед бегством из Одессы, в конце января 1920 года, никак не мог найти их.

что еще добавить?
а ничего…
Окаянные дни-это Бунин очень точно определил…

рецензия., Классика.Литература.

Previous post Next post
Up