Из теории драмы...

Jul 10, 2012 09:32

Старинная приятельница написала пьесу. Попросила сделать разбор. Сделал.
По ходу дела возникла необходимость в теории. Что помнил - написал.
За давностью лет мог что-то упустить, хотя Наталия Степановна Скороход умеет вдалбливать материал. Короче, вот что у меня получилось:
В любой пьесе (даже в новогодней сказке) должны быть - завязка, кульминация и развязка. Все эти (во многом условные) части объединяются ДЕЙСТВИЕМ, которое в свою очередь может быть внутренним и внешним.
И внутреннее и внешнее действия ВСЕГДА определяются ГЛАГОЛОМ. Что делает персонаж?! Чего он хочет?
К чему стремится и чего добивается? (Актеры называют это ЗАДАЧЕЙ).
Разница в «желаниях» (устремлениях) персонажей становится КОНФЛИКТОМ.
Основной (главный) конфликт пьесы возникает из КОЛЛИЗИИ - т.е. из «ситуации, чреватой противоречиями».
Любая КОЛЛИЗИЯ обуславливается ИСХОДНЫМ СОБЫТИЕМ, которое может произойти как на глазах зрителя, так и в НУЛЕВОМ АКТЕ (т.е. за сценой).
Повороты сюжета определяются ПЕРИПЕТИЯМИ - т.е. событиями, когда «ситуация меняется от лучшего к худшему» (либо наоборот). В пьесе их может быть не больше ДВУХ (!)
ПЕРИПЕТИИ - это своего рода «развилки», когда действие (и, следовательно, СЮЖЕТ) может пойти в ту или иную сторону (с невозможностью отката назад). Эти «развилки» должны быть максимально ДРАМАТИЧНЫМИ!
Персонаж, определяющий вектор движения сюжета (т.е. ответственный за выбор), называется НОСИТЕЛЬ ПЕРИПЕТИИ. Но он не просто её (перипетию) «приносит» или декларирует, а совершает ПОСТУПОК или делает ВЫБОР, который должен обусловить РАЗРЕШЕНИЕ коллизии.
Момент РАЗРЕШЕНИЯ коллизии - это КУЛЬМИНАЦИЯ. Фаза наивысшего противостояния.
И, наконец, ФИНАЛ - это то, к чему пришли герои пьесы.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ФИНАЛА - это ИЗМЕНЕНИЯ, которые претерпели ХАРАКТЕРЫ героев.

Если написал глупости - поправьте, пожалуйста!

любимая работка, театр

Previous post Next post
Up