Вечерняя Москва - Ворошиловский стрелок: 10 легендарных ролей Михаила Ульянова

Nov 21, 2013 11:24





За свою многолетнюю актёрскую карьеру Ульянов сыграл несколько десятков ролей в театре и около 70 в кино

Всего: 14

Фото: kino-teatr.ru








20 ноября 1927 родился знаменитый советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, Народный артист СССР Михаил Ульянов.
Диапазон киноролей Михаила Александровича был невероятно широк и варьировался от сильных и волевых людей (Георгий Жуков, Владимир Ленин, Егор Трубников из "Председателя") до исписавшихся интеллигентов ("Тема"), ступивших на тропу войны ветеранов Великой Отечественной ("Ворошиловский стрелок") и даже библейских персонажей (Понтий Пилат в "Мастере и Маргарите").

"Вторым домом" Ульянова был Театр имени Вахтангова, в котором он переиграл множество крупных исторических личностей (Иосиф Сталин, Марк Антоний, Гай Юлий Цезарь, Ричард III, Наполеон Бонапарт) и вымышленных персонажей знаковых пьес. В 1987 году актёр стал художественным руководителем Вахтанговского театра и занимал этот пост до конца жизни.

За свою многолетнюю актёрскую карьеру Михаил Александрович сыграл несколько десятков ролей на сцене и около 70 в кино, был удостоен многих наград и регалий, в том числе Государственной премии СССР и специального приза жюри Венецианского кинофестиваля (1983).

Имя Ульянова носят арктический танкер и Омский государственный Северный драматический театр, рядом с которым в 2012 году актёру был установлен памятник.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку запоминающихся кинообразов одного из наиболее ярких и самобытных отечественных артистов.

Николай Кайтанов, "Добровольцы" (режиссёр - Юрий Егоров, 1958)

Романтическое повествование о комсомольцах 1930-х годов - от начала индустриализации страны до послевоенной "оттепели" 1950-х годов. Неразлучные друзья Кайтанов, Уфимцев (Пётр Щербаков) и Акишин (Леонид Быков) добровольно становятся первыми метростроевцами. Проходя через трудовой фронт, испанские добровольные бригады и Вторую мировую, друзья сохраняют единство и преданность своим идеалам. Картина, поставленная по одноимённому роману в стихах поэта Евгения Долматовского, пользовалась огромной популярностью у зрителей и прославила Ульянова на всю страну.

Наведите курсор на изображение
Автор: Ulyanov.ru


Секретарь райкома Данилов, "Простая история" (режиссёр - Юрий Егоров, 1960)

Потерявшая на войне мужа Саша Потапова (Нонна Мордюкова) посвящает свою жизнь колхозу. За прямоту и бескомпромиссность многие недолюбливают её, однако выбирают председателем колхоза. Неожиданная любовь к секретарю райкома Данилову делает её жизнь счастливой, но не менее трудной. Картина, сценарий которой писался специально под Мордюкову, Ульянова и Василия Шукшина, занимает 48-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Наведите курсор на изображение
Автор: Агентство "Фото ИТАР-ТАСС"


Егор Трубников, "Председатель" (режиссёр - Алексей Салтыков, 1964)

В этой картине по сценарию Юрия Нагибина Ульянов играл роль бывшего фронтовика, приехавшего спасать умирающий в послевоенной разрухе колхоз. Мужчина со сложным характером, жёсткий и бескомпромиссный, готовый на всё ради того, чтобы "поднять колхоз, накормить людей, вселить в них веру в возможность лучшей жизни". Для создания достоверного образа актёр рассматривал фотографии Кирилла Орловского, послужившего прототипом главного героя. Отвечая на вопрос, почему этот фильм с прошёл с таким триумфом по стране, Михаил Александрович говорил: "Мне кажется, что в своё время успех таких фильмов, как "Битва в пути" или "Председатель", в создании которых мне довелось участвовать, как раз объяснялся тем, что они отвечали на некоторые важные вопросы нашего общественного развития". За эту роль Ульянов удостоился Ленинской премии, а читатели журнала "Советский экран" признали его лучшим актёром года.

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru


Дмитрий Карамазов, "Братья Карамазовы" (режиссёр - Иван Пырьев, 1968)

Снимаясь в этой мощной психологической драме о судьбе, Боге и любви, Михаил Александрович ни на секунду не расставался с романом Фёдора Достоевского, что очень раздражало режиссёра, убеждавшего Ульянова "не быть таким буквоедом". Иван Пырьев не успел закончить фильм - 7 февраля 1968 года он скончался от инфаркта. Режиссёрами третьей серии стали Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Лента оправдала все ожидания артистов и даже была выдвинута на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

"И дома, и на съемках, раздумывая о роли, я, в общем-то, правильно представлял её сущность. Я понимал Дмитрия как человека, доведенного до отчаяния всем страшным укладом жизни. Он погибает, так ничего и не доказав. И попытка самоубийства - это бунт, это крик, отчаяние, это невозможность поступить по-иному. Загубленный, замученный человек хочет любви от людей, помощи от Бога. Но люди не понимают друг друга, люди убивают друг друга. И Бог тоже не помогает. А Митя правдолюбец, и если он буянит, то от того, что никто не верит ему, не понимает его. Он мучительно ищет правду, ищет настойчиво, ищет в людях, в их взаимопонимании, казнит себя за свои ошибки и пороки, сам себя казнит больше всех других и от отчаяния и муки идет на преступление. А в тюрьме приходит к окончательному выводу - в любви к людям надо искать правду. По существу, весь ход роли - это непрерывное исступленное стремление осмыслить одну тему: почему люди так плохо, так пакостно живут?", - говорил Ульянов в одном из интервью.

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru


Маршал Жуков, "Освобождение" (режиссёр - Юрий Озеров, 1972)

Заканчивая "Братьев Карамазовых" Ульянов получил предложение от режиссёра Юрия Озерова сыграть Георгия Жукова в его масштабной военной киноэпопее и поначалу наотрез отказался, понимая, что "Жуков слишком любим, слишком знаем народом". После того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение. Согласно словам дочери маршала Маргариты, после просмотра "Председателя" Георгий Константинович заявил, что "артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова".

Ежедневно Ульянов проводил в кресле гримёров по несколько часов - именно столько времени занимало создание состаривающего грима (на тот момент артисту не было и 45 лет). Для лучшего вхождения в роль Михаил Александрович ознакомился со множеством материалов о маршале, просматривал документальные фильмы и фотографии.

Когда съёмки стартовали, маршал был тяжело болен и Ульянов никак не мог с ним встретиться. Выздоровев, Георгий Константинович был готов к встрече с актёром, но на этот раз "из-за потока ежедневных дел" тот был занят. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но встреча маршала и Ульянова так и не состоялась - в июне 1974 года Георгий Константинович скончался.

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru


Ковалёв, "Самый последний день" (режиссёр - Михаил Ульянов, 1972)

Участковый оперуполномоченный милиции, бывший фронтовик Семён Митрофанович Ковалёв, уходит на пенсию. Он обходит свой участок, прощается с друзьями и знакомыми и сдаёт дела новому участковому. Вечером Ковалёв возвращается на автобусе домой и замечает подозрительного гражданина, внешность которого соответствует ориентировке на опасного преступника...

Ознакомившись с только что опубликованной повестью Бориса Васильева "Самый последний день", уставший от "проявлений недоброжелательства, неоправданной злости, обидной грубости, наглого хамства, сердечной черствости" Ульянов решил попробовать себя в режиссуре и поставить полнометражный фильм "о добром человеке".

Михаил Александрович сам написал сценарий и исполнил главную роль, но зрители засыпали его письмами, в которых выражали своё негодование: "Зачем вы остановились на этом почти "сказочном" материале? Что вас привлекло в этой умилительной фигуре добренького милиционера? Вы же всегда играли людей сильных и волевых, и вдруг образ добродушного и даже мягкотелого человека, который по доброте своей и гибнет?". Подавленный режиссёрским "провалом" Ульянов пообещал себе, что больше никогда не встанет по ту сторону камеры. Прошли годы и мнение зрителей кардинально изменилось - работа была признана одной из самых пронзительных ролей артиста.

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru


Он, "Без свидетелей" (режиссёр - Никита Михалков, 1983)

Кинофильм по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой "Беседа без свидетеля" полностью поставлен в камерном стиле - герои, имена которых неизвестны (Ульянов и Ирина Купченко) на протяжении полутора часов не покидают пределов квартиры. В этом фильме Ульянов сыграл одну из немногих своих отрицательных киноролей, для которой Михалков придумал интересное решение - по ходу действия у героя Михаила Александровича увеличивались зубы и менялась форма черепа - с помощью грима подчеркивалось превращение добропорядочного человека в настоящего монстра.

"Сложность была в том, чтобы в экстравагантных, почти фарсовых ситуациях оставаться человеком, а не паяцем, не скоморохом. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актёр в жизни - он всё время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. А мне, актёру, надо этого "актёра в жизни" сыграть - эвона, какая задача стояла передо мною".

Наведите курсор на изображение
Автор: wikipedia.org


Понтий Пилат, "Мастер и Маргарита" (режиссёр - Юрий Кара, 1994)

Одна из основных ролей в частично утерянной картине по культовому роману Михаила Булгакова, дошла до зрителей только после смерти Михаила Александровича, но отклики критиков и зрителей были ожидаемо схожи - "сыграно гениально". Сцены с Пилатом и Иешуа снимались в Иерусалиме и окрестностях Хайфы, что придало роли Ульянова убедительности.

Наведите курсор на изображение
Автор: kinopoisk.ru


Иван Дьяков, "Сочинение ко Дню Победы" (режиссёр - Сергей Урсуляк, 1998)

Перед Парадом Победы в милицию попадает ветеран Великой Отечественной войны Иван Дьяков. Его бывший штурман Дмитрий Киловатов (Олег Ефремов), ставший важным человеком в деловой структуре, вытаскивает фронтового товарища из КПЗ и сообщает ему, что скоро на московском аэродроме приземлится их третий член экипажа - стрелок Лёвка Моргулис (Вячеслав Тихонов). Вскоре Киловатова арестовывают за махинации в его Благотворительном Фонде, к которым он отношения не имел. Фронтовики решают вытащить своего боевого товарища из тюрьмы.

"Мне интересно было поработать над этим фильмом. Во-первых, "Сочинение ко Дню Победы" - трагикомедия, довольно редкий жанр в нашем кино. Он требует особого мастерства прежде всего от режиссёра. И, по-моему, Сергей Урсуляк, выпускник Театрального училища имени Щукина, режиссёр ещё молодой, блестяще справился со своей задачей. Во-вторых, в фильме играли замечательные актёры. И в-третьих, меня привлекала тема "Сочинения" - судьба людей, всю свою жизнь отдавших служению Родине".

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru


Иван Афонин, "Ворошиловский стрелок» (режиссёр - Станислав Говорухин, 1999)

Что делать бывшему фронтовику, если любимую внучку изнасиловали, а виновники не понесли наказания? Уставший от жизни и от обид Иван Фёдорович Афонин берёт в руки оружие и снова идёт на войну.

Сыграть роль пожилого мстителя в драме по роману Виктора Пронина "Женщина по средам" Ульянова вынудили обстоятельства - в то время актёр невероятно боялся за свою подрастающую внучку, поэтому, по сути, сыграл самого себя.

Ульянов признавался, что ему было приятно работать над ролью: "К приятным эмоциям располагала обстановка, ведь съемки шли в небольшой и уютной Калуге, которая, как мне показалось, каким-то чудом сохранила свой давний купеческо-провинциальный уклад. Нравился мне мой герой - обыкновенный старик, за плечами которого немудрящая, но честная жизнь. Только на склоне лет нет ему покоя. Мир перевернулся! Ценное обесценилось, и откуда ни возьмись такое повылазило… И получилось, что на примере этого старика вдруг на экране вскрылись беды нашего болезненного, незащищенного общества".

Александру Пороховщикову, сыгравшему в фильме одну из ключевых ролей, навсегда запомнился момент, когда из окна гостиницы он услышал, как на скамейке возле здания тихо плачет Михаил Александрович. Пороховщиков подумал, что у актёра прихватило сердце, но на самом деле Ульянов просто не понимал, как дальше жить: "К обрыву я подошёл, Саша! Посмотри, что сейчас снимают! Как играть? Как жить?"

В 2000 году Ульянов был удостоен за эту роль премии "Ника", а годом раньше получил "Золотого Овна" от Гильдии российских кинокритиков.

Наведите курсор на изображение
Автор: kino-teatr.ru

актеры советского кино, Михаил Ульянов

Previous post Next post
Up