друзья, вы все знаете, что этой осенью Арсений перешёл в новую школу и с удовольствием там учится до сих пор.
это была единственная школа, куда его взяли учиться в класс, к другим детям. в сущности, это была единственная возможность для него НАЧАТЬ учиться с детьми, начать хоть как-то социализироваться, вместо того, чтобы учиться на дому вечно.
насколько мне известно, такая школа как наша - одна. а таких детей, как наши, очень трудно устроить куда-то ещё.
им не подходят вспомогательные школы, потому что они не слепые, не глухие, без явных двигательных нарушений и не умственно отсталые.
иногда, да, удаётся сделать так, как сделали мы в первом классе - пойти в школу надомного обучения, но там наших детей тоже не берут в класс, потому что не могут справиться с особенностями поведения. и там нам светит только бесконечное надомное обучение.
я говорю о детях с расстройствами аутического спектра, у которых сохранный интеллект (и часто довольно незаурядный интеллект) и большие проблемы с поведением и общением.
вот в нашей школе такие дети учатся. из нашей школы они уходят в другие школы - уже способными учиться в классе, в обычной массовой школе.
не все, конечно. не всех удаётся адаптировать к обычной школе, но совершенно точно всем детям удаётся хоть как-то помочь.
в сущности, наша школа - это часть центра помощи детям и подросткам. центр огромный - порядка 200 специалистов, если я правильно помню.
дети очень разные. есть почти не говорящие дети, например.
с детьми занимаются психологи, логопеды, дефектологи - в зависимости от того, что каждому конкретному ребёнку нужно. Сенька например ходит на групповые занятия с психологом по развитию коммуникативных навыков - и это всё в школе, в одном здании, всё в расписании уроков. не нужно никуда нестись без ума по сугробам - всё здесь. тут же в школе есть психиатр, который наблюдает детей, консультирует родителей. психологическая служба не только детьми занимается, кстати. родителями тоже, нам это тоже очень нужно.
сейчас, в свете нового принципа финансирования школ, существование школы при нашем центре под большим вопросом.
финансирование теперь происходит пропорционально количеству учащихся, а у нас в классах по пять человек, плюс те, кто занимается индивидуально.
15 лет назад я не знала даже слова "аутизм" и совершенно не представляла, что это.
5 лет назад я представляла себе это крайне приблизительно и даже не подозревала, что проблема будет как-то касаться лично меня.
и таких детей всё больше с каждым годом. это не мои праздные домыслы, это наблюдение психиатра, заведующего отделением, где мы лежали с Арсением прошлым летом.
у нашего центра, например, есть лицензия на среднюю школу, есть педагоги, есть силы и понимание, как учить аутичных детей - нет помещения. а теперь, возможно, не будет и школы.
год назад родители первоклашек мечтали, что их дети таки смогут учиться в этой же школе, в этой же атмосфере и в старших классах - теперь мечтают доучиться до конца в начальной школе.
мы пишем коллективные письма в департамент образования. вернее, уже написали одно и теперь ждём ответа.
в процессе борьбы за существование школы выяснился такой факт - насколько она нужна понимают только родители, педагоги и специалисты центра. не хватает информации, о нас никто не знает. те, кто попадает в центр - попадают туда чаще всего случайно.
или по рекомендациям друзей, как мы.
к чему это всё. нам нужно, чтобы про нас узнали. и продолжали узнавать.
чтобы про нас рассказали. про наш центр. про наших детей. по телевизору, в газете. не знаю, как ещё.
вот тут всегда был сайт центра -
http://www.autismhelp.ru/сегодня там что-то сломалось.
но, по правде говоря, сайт этот мало что говорил о центре. глядя на него невозможно было представить себе сам центр, саму атмосферу, предположить, насколько в этом центре могут помочь ребёнку.
что посоветуете, друзья? что бы вы стали делать?