Продолжим тему дореволюционного Петербурга. Во время переписи 1897 года у подданных Российской Империи вместо этничности спрашивали родной язык. Во время петербуржской городской переписи 1890 года было то же самое. Начать я начал с крупных протестантских общин.
Немцы жили в основном в районе Казанского собора и на Васильевском острове, хотя много их было по всему городу. Поскольку это самая крупная протестантская община, карта расселения немцев очень напоминает карту расселения протестантов.
Финны явно тяготеют к северо-восточной части города, причём основное место их концентрации в районе Финляндского вокзала - больше 10%. Есть небольшое повышение доли финнов в центре, а наименее финские районы находятся в самой русской юго-восточной части.
Эстонцы наоборот жили в западной части имперской столицы. Кроме того, их было много на севере города, хотя находящийся здесь самый эстонский IV участок Петербургской части малонаселён, поэтому подобные выбросы обычны здесь для многих меньшинств.
Латыши, также как и немцы, чаще жили в центре, хотя предпочитали районы ближе к Неве. Самая низкая доля ожидаемо на юго-востоке.
Ну и небольшой бонус. Как известно, не все иудеи говорят на идише, но практически все, кто говорит на идише, - иудеи. По крайней мере в XIX веке было так. Карта доли тех, кто назвал родным языком «еврейский», от всех исповедующих иудаизм: