«Мемориал» получил из секретариата ЕСПЧ ответ на обращение о прикомандированных российских юристах
1 декабря 2011 года правозащитники обратились с открытым письмом к президенту Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Николасу Братце. Подписанты выражали беспокойство в связи с началом стажировки в секретариате ЕСПЧ российских юристов, направленных Министерством Юстиции РФ (
http://www.memo.ru/2011/12/01/0112111.html), и просили президента разъяснить сложившуюся ситуацию. 5 декабря из секретариата пришел ответ (перевод письма см. ниже).
В письме сообщается, что российские прикомандированные юристы будут заниматься только делами, которые были предварительно определены как неприемлемые юристами из секретариата ЕСПЧ. При этом, из письма суда совершенно не ясно, что именно включает в себя процедура «предварительного определения дела как неприемлемого». В случае, если сотрудники секретариата суда ограничатся квалификацией дела по формальным признакам (таким, как непредоставление всех необходимых документов или сомнение в соблюдении шестимесячного срока) и не будут изучать дело по существу, участие в рассмотрении жалобы прикомандированных юристов (рассмотрение дела по существу и составление краткой справки юристам секретариата ЕСПЧ) может иметь решающее значение для дальнейшей судьбы дела. Это может негативно сказаться на качестве решений. «Мемориал» надеется, что руководство ЕСПЧ понимает существующие риски.
Вместе с тем, ряд вопросов по-прежнему остался без ясных ответов. Речь идет, прежде всего, о процедуре отбора прикомандированных юристов. В письме из ЕСПЧ признается, что проведение публичного конкурса для отбора кандидатов не обязательно. Это означает, что на первоначальном этапе отбор кандидатов зависит исключительно от государства. Как мы уже отмечали, российские власти не объявляли широко о конкурсе на замещение этих позиций и многие независимые и профессиональные юристы были лишены возможности участия в конкурсе. Более того, ЕСПЧ подтвердил, что прикомандированные юристы отбираются из кандидатов, предложенных государством. При этом важно помнить, что юридический оппонент заявителей в ЕСПЧ - аппарат уполномоченного при ЕСПЧ - является структурным подразделением Министерства Юстиции РФ, отбирающего кандидатов. На практике это может привести к тому, что государство будет представлять только тех кандидатов, в которых заинтересованы власти; более широкий круг профессиональных юристов будет лишен возможности участвовать в отборе.
В письме из секретариата ЕСПЧ также говорится об ответственности прикомандированных юристов в случае разглашения ими информации о заявителях. Это означает, что у них будет доступ к этим конфиденциальным сведениям. Этот факт вызывает беспокойство ПЦ «Мемориал».
В конце ответа говорится, что процедура отбора прикомандированных юристов может быть улучшена и секретариат будет работать в этом направлении. Мы надеемся, что конкретные шаги в этой области будут предприняты уже в ближайшее время.
Текст письма (перевод ПЦ «Мемориал»):
Уважаемый г-н Орлов,
Я подтверждаю получение Вашего открытого письма от 1 декабря 2011, адресованного президенту Европейского Суда по правам человека сэру Николасу Братца, в котором Вы поднимаете вопрос о юристах из России, работающих в Секретариате Суда. Это письмо дает мне возможность прояснить различные вопросы, которые Вы затрагиваете в Вашем письме.
В первую очередь я бы хотел подчеркнуть, что юристы, о которых Вы говорите, не являются «стажерами». Они являются юристами, командированными от государства в Секретариат Суда в соответствии с резолюцией (2003)5, принятой Комитетом Министров Совета Европы 22 октября 2003 года. Эта резолюция является правовым основанием для прикомандирований. Она определяет механизмы и правила, так же как и обязанности командированных лиц. Начальный срок прикомандирований определяется, как правило, в один год и не может превышать три года. Командированные юристы подписывают документ, подтверждающий, что они обязаны соблюдать правила Суда относительно конфиденциальности, и по прибытию дают присягу о том же или делают такое же официальное заявление в качестве сотрудников Секретариата. Данные обязательства действуют и после окончания срока командирования.
Практика командирования юристов от государств в Секретариат Европейского Суда по правам человека существует много лет. Число таких юристов значительно возросло с тех пор, как в Интерлакенской декларации от 19 февраля 2010 года, Конференция Высокого Уровня о Будущем Европейского Суда по правам человека призвала страны-участники Конвенции рассмотреть возможность командирования национальных судей или других высококвалифицированных независимых юристов в Секретариат Суда как часть мер по повышению осведомленности национальных властей о стандартах Конвенции и исполнению Конвенции на национальном уровне. Этот призыв был повторен в Измирской Декларации от 27 апреля 2011.
После Интерлакенской конференции правительства были проинформированы, что Суд приветствует командирования при условии соблюдении ряда принципов. Например, чтобы гарантировать независимость и беспристрастность командированных юристов, окончательный отбор кандидатов должен оставаться за Судом. Обычная практика - это объявлять о возможности командирования на национальном уровне, но это не является условием. Самые подходящие кандидаты отбираются на национальном уровне и их заявки посылаются в Суд для возможного прохождения интервью и окончательного отбора. Кандидаты на командирование должны иметь степень юриста, полученную в стране их происхождения, и обладать солидным профессиональным опытом в области права, полученном в национальной юридической системе. Кроме того, они должны обладать отличным знанием английского или французского языка, включая способность уметь писать на высоком уровне на одном их этих языков.
Командирование двадцати юристов из России, приступивших к исполнению своих обязанностей в августе и сентябре 2011 года, - результат специального соглашения между Российскими властями и Судом. В процессе отбора были соблюдены принципы, изложенные выше: Суд произвел окончательный отбор группы кандидатов, представленных государством. Данное соглашение устанавливает четкую цель для этой группы. В течение трех лет юристы будут иметь дело с приблизительно 35,000 жалоб, идентифицированных как неприемлемые на первичной стадии отбора, уже произведенного сотрудниками Секретариата. Командированные юристы готовят анализ этих дел, который оценивается опытным сотрудником Секретариата, до того как он будет представлен Единоличному судье для вынесения решения. В случае возникновения сомнений о неприемлемости, сотрудник Секретариата отсылает такое дело в Палату для более подробного рассмотрения.
Я согласен с Вами, что независимость и беспристрастность Суда должна быть соблюдена при любых условиях, и считаю, что способ назначения и меры безопасности, принятые в связи с прикомандированиями, гарантируют соблюдение этих фундаментальных принципов. Процесс отбора командированных юристов определенно может быть усовершенствован, и мы работаем над этим. Суд также имеет возможность прекращения командирования в случаях, если результаты работы неудовлетворительны, или если не соблюдаются принципы, указанные выше.
Я надеюсь, что изложенное выше проясняет ситуацию с прикомандированиями в Секретариат Суда.
Эрик Фриберг