Сегодня, 18 сентября 2014 года, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по делу «Макаева против России» («Makayeva v. Russia», № 37287/09). Заявительница по делу, Айма Макаева, жительница Грозного (Чеченская Республика), жаловалась на похищение своего сына Апти Зайналова, исчезнувшего после задержания силовиками.
На национальном уровне дело вели сотрудники Правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова и Ахмед Гисаев, а также юристы Сводных Мобильных групп (СМГ) правозащитных организаций в Чеченской Республике. В ЕСПЧ интересы Макаевой представляли юристы ПЦ «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон).
Апти Зайналов, 1980 г.р., был задержан неустановленными сотрудниками МВД по ЧР 28 июня 2009 года в Грозном и после этого исчез. В начале июля его несколько дней содержали под охраной в Ачхой-Мартановской районной больнице, по документам он проходил как «неизвестный». Из больницы Апти регулярно увозили на допросы и, вероятно, пытали. По сообщениям людей, которые видели его в палате, он был избит, у него была огнестрельная рана, самостоятельно передвигаться он не мог. 7 июля на глазах у матери Зайналова неизвестные сотрудники чеченской полиции вывели его из больницы через черный ход и увезли в неизвестном направлении.
Несмотря на обращения правозащитников и родственников Апти в Ачхой-Мартановскую прокуратуру, ни сотрудники этого ведомства, ни начальник РОВД не предприняли никаких действенных мер, чтобы установить, кто и откуда доставил Зайналова в больницу, кто и на каком основании держит его там фактически под стражей. Более того, правоохранительные органы не воспрепятствовали тому, что силовики увезли Зайналова из больницы в неизвестном направлении.
В итоге Апти Зайналов исчез бесследно.
15 июля 2009 года Макаева обратилась в ЕСПЧ с просьбой принять срочные меры (Правила 39-41).
Следователи саботировали расследование возбужденного по этим событиям уголовного дела и даже поощряли лжесвидетельствование должностных лиц. Лишь под давлением правозащитников следствие сдвинулось с «мертвой точки»; сотрудники правоохранительных органов признали, что по отношению к Апти Зайналову было совершено преступление. Тем не менее, до настоящего времени его местонахождение не установлено - как и люди, причастные к совершению этого преступления.
ЕСПЧ признал, что в отношении Апти Зайналова была нарушена статья 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с его убийством представителями государства, неспособностью государства защитить его жизнь, а также в связи с тем, что преступление не было эффективно расследовано. ЕСПЧ также нашел нарушения статей 3 (запрет пыток и жестокого обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) в связи с незаконным задержанием Зайналова и статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) в сочетании со статьей 2
Конвенции.
ЕСПЧ присудил заявительнице 60 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.
Подробности