Накануне Олимпийских игр на Северном Кавказе: задержанные по подозрению в терроризме бесследно исчез

Jan 31, 2014 19:14


Уже более 20 дней неизвестна судьба трех жителей Дагестана, задержанных по подозрению в причастности к взрыву в Пятигорске 27 декабря 2013 года.
В Правозащитный центр «Мемориал» с письменными заявлениями обратились родственники задержанных по делу о взрыве жителей г. Хасавюрт Республики Дагестан Шамиля Абдулазизова, 1991 г.р., Шамиля Газимагомедова 1988 г.р., и Магомеда Ибрагимова, 1991 г.р. Они просят помочь установить местонахождение их родных, задержанных силовиками 4 и 5 января 2014 года.
Мы уже отмечали, что по мере приближения Олимпийских игр в Сочи действия силовиков на Северном Кавказе становятся все более жесткими.
27 декабря 2013 года у здания ГИБДД в Пятигорске прогремел взрыв, погибли три человека, еще трое получили ранения.
10 января 2014 года  Национальный антитеррористический комитет (НАК), сообщил, что в результате оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий задержаны шестеро подозреваемых: гражданин Азейбарджана Мурад Атаев, 1988 г.р., Рамазан Хализов, 1983 г.р., Владимир Хализов, 1953 г.р., Шамиль Абдулазизов, 1991 г.р., Шамиль Газимагомедов, 1988 г.р., и Магомед Ибрагимов, 1991 г.р.
На конец января местонахождение как минимум троих из этих шестерых задержанных неизвестно их родным, которые узнали о выдвинутом обвинении только из новостной программы по телевидению. Адвокаты, с которыми родственники задержанных заключили соглашение, не могут найти своих подзащитных.
ПЦ «Мемориал» не может давать оценку обоснованности обвинения этих людей в причастности к совершению террористического акта, но мы выражаем тревогу в связи с грубейшим нарушением права подозреваемых на квалифицированную правовую помощь от адвокатов по своему выбору. «Исчезновение» задержанных всегда дает основание (к сожалению, часто резонное) подозревать, что их пытают с целью добиться нужных следствию показаний. Пытки и лишение задержанных и арестованных правовой помощи при любых условиях недопустимы в любом государстве, считающем себя
цивилизованным. Кроме того, полученные такими противозаконными методами показания всегда оставляют сомнение в их подлинности. Также они усиливают сомнения: действительно ли наши спецслужбы и правоохранительные органы реально ликвидируют ячейки террористического подполья, а не расправляются с «назначенными» ими самими «террористами»?
В своих заявлениях родственники исчезнувших пересказали обстоятельства задержания близких.
Фарида Янувова, жена Магомеда Ибрагимова, сообщила, что около трех часов ночи 5 января представители какой-то силовой структуры блокировали их дом в Хасавюрте. Они потребовали от Фариды и Магомеда выйти на улицу, попросили снять верхнюю одежду, обыскали. По словам Фариды, силовики забрали мобильные телефоны, посадили мужа и ее в одну из своих машин. Затем они пригласили отца Ибрагимова присутствовать при обыске дома. Но Фарида предложила себя вместо свекра.
Прикрываясь ею, как живым щитом, шестеро силовиков обыскали домовладение. Они осмотрели все четыре комнаты в доме, заглядывали под диваны, во все шкафы, проверили чердак, подвалы. Ничего запрещенного не нашли. Затем вышли на улицу, чтобы осмотреть автомобиль. Там один из силовиков посоветовал Фариде закрыть дом. Она пошла закрывать входную дверь и столкнулась с сотрудником, в руках которого была сумка от ноутбука. Зайдя в дом, Фарида не обнаружила планшета, цифрового аппарата и ноутбука.
Она отмечает, что никто не дал им постановления на обыск и протокола обыска. Силовики также абрали из автомобиля барсетку с документами.
Фариду посадили в автомобиль УАЗ и повезли в ГОВД Хасавюрта, о судьбе мужа она ничего не знала. Там Фариду допрашивали четверо полицейских. При этом, по ее утверждению, на нее кричали, ей угрожали, показывали фотографии тех, кто находится в розыске, и требовали рассказать, что она о них знает. На одной из фотографий она узнала мужа своей двоюродной сестры, который был убит во время спецоперации в прошлом году. Силовики также интересовались другими ее родственниками. У Фариды Янувовой сняли отпечатки пальцев, ее сфотографировали, а затем отпустили домой.
Фарида поинтересовалась, где ее муж, но ей ответили, что ничего не знают, в отдел они его не доставляли. Фариде не дали позвонить близким и не вернули мобильный телефон.
Фарида отмечает, что родные пытались найти Магомеда Ибрагимова, но безуспешно.
Только 11 января из теленовостей родственники узнали, что Ибрагимов задержан. 21 января в Пятигорск отправился адвокат задержанного, но не нашел Магомеда.
5 января около восьми утра домовладение семьи Газимагомедовых в Хасавюрте также обыскали. Домовладение состоит из двух помещений - в одном живет глава семьи Газимагомед Газимагомедов, в другом - сыновья Шамиль и Али с женами и малолетними детьми.
По словам Газимагомеда, домовладение блокировали вооруженные люди в масках и камуфляжной форме. Силовики потребовали от Шамиля и Али, 1984 г.р., выйти с паспортами из дома. У Али проверили документы, посадили его в автомобиль «Газель». Затем стали обыскивать Шамиля. По словам отца, у него в куртке были деньги (360 тыс. руб.). Силовики забрали их. Шамиль начал кричать, что это его деньги, но в ответ получил удар прикладом автомата. Силовики закинули Шамиля в свой автомобиль, а затем, используя Газимагомеда в качестве живого щита, провели осмотр всех комнат в
обоих домах, а также навеса во дворе. Ничего запрещенного они не обнаружили, произнесли по рации «все чисто». По словам Газимагомеда, они забрали ноутбук Шамиля, телефон его жены, планшет Али.
Через 15 минут приехали другие сотрудники правоохранительных органов и снова провели обыск. В комнате, где живет Шамиль с женой, под подушкой обнаружили пакет с пистолетом и гранатой, запал к гранате лежал отдельно. Забрали диски с фильмами об исламе, литературу, сим-карты и пустые коробки от телефонов. После обыскали комнату Али, ничего не нашли.
По словам Газимагомеда, пакет с найденными запрещенными вещами лежал у порога. Силовики входили и выходили из дома. Когда все вышли из дома, в пакете были обнаружены еще и  патроны.
Как утверждает Газимагомед, постановление на обыск не предъявляли, протокол не составляли. Затем его и Али отвезли в ГОВД Хасавюрта. Шамиля он там не видел. В ходе допроса у Газимагомеда интересовались, связан ли Шамиль с членами НВФ, чем занимается, в какую мечеть ходит. Отец ответил, что сын раньше работал в магазине по продаже сотовых телефонов, затем перешел на работу в магазине «Распродажа», где торговали подержанными вещами. В последнее время он занимался продажей машин. Сотрудник в звании майора дал  подписать протокол обыска, в котором
говорилось, что в доме нашли патроны, пистолет и гранату. Газимагомед подписал его.
Как выяснилось позже, Али задавали такие же вопросы, сняли отпечатки пальцев.
Газимагомеда отпустили 5 января в 13:00, Али - в 16:00.
6 января Газимагомед заключил соглашение с адвокатом для представления интересов Шамиля. Однако адвокат не смог установить его местонахождение, в правоохранительных органах ему ничего не могли об этом сообщить. Отец исчезнувшего и адвокат направили в прокуратуру РД заявление об исчезновении Шамиля Газимагомедова.
О том, что Шамиль задержан в связи с обвинением в причастности к взрыву в Пятигорске, родные узнали из новостей 11 января. По телевидению была показана его фотография, было сказано, что его подозревают в подрыве здания ГИБДД. Газимагомед заключил соглашение с другим адвокатом, Дибиром Набиевым, который 21 января выехал в Пятигорск, но также не смог установить местонахождение Шамиля. Набиев отправил жалобу в Генпрокуратуру РФ, ходатайства в ГСУ СК РФ по СКФО и Ессентукский городской суд.
Также неизвестна родным судьба третьего задержанного - Шамиля Абдулазизова. Его отец, Абдулазиз Абдулазизов, потерял связь с сыном после 23:00 4 января, когда тот не ответил на звонок родителей. По словам Абдулазиза, Шамиль ушел из дома около 21:00, чтобы получить деньги за свою работу. Он занимается ремонтом квартир.
Родные искали его через знакомых, но безуспешно. Обращаться с заявлением в правоохранительные органы они не стали.
11 января в новостной программе по «России 24» они увидели Шамиля в числе задержанных по делу о взрыве в Пятигорске.
22 января адвокат по соглашению Гаджимурад Измаилов выехал в Пятигорск, искал своего подзащитного в изоляторе временного содержания, но его туда не допустили.
Родные просят ПЦ «Мемориал» помочь установить местонахождение задержанных.

Дагестан, исчезновение, Пятигорск

Previous post Next post
Up