Здесь будет много букв (это предупреждение, как ныне становится модным - "чтение займет столько-то минут" (они думают, что все читают и мыслят с одинаковой скоростью).
Отвлекаясь от всегдашнего обсуждения обстрелов и прочих невеселых рассуждений, продолжу рассказ о поездке в Оренбург на фестиваль «Красная гора».
Оренбургская область имеет огромные размеры, многие страны гораздо меньше. К примеру Бельгий там уместится четыре, а ДНР и ЛНР, в полном составе, т.е. в пределах областей, вместе составят две пятых от Оренбургской. Такие вот дела. Видимо исходя из специфики географических масштабов организаторы и решили развернуть «Красную гору» вширь. Каждый день случались поездки в какие-то районы области. Катались мы и в Шарлыкский район, в село Мустафино - родину известного советского поэта Мусы Джалиля. Ныне он представлен более как татарский поэт, но всем понятно, что он прежде всего советский. При другом - не социалистическом - строе он бы не получил ни соответствующего образования, ни дальнейшего «продвижения по службе», в том числе и на литературном поприще. Уж как Советский Союз «носился» с возрождением, а часто и созданием с нуля всяческих национальных культур и письменностей, так нигде и никогда не было, да и будет ли, еще вилами на воде писано.
Музей сам по себе небольшой. Ну, это если исходить из реалий с коими я познакомился в других местах Оренбуржья (он нах как-нибудь отдельно). Как-то не додумался там сфоткаться, надеялся, что организаторы чего-то наснимали, а искать ныне лень. Тем не менее, в музее все показано в достаточном масштабе. Несколько комнат, так сказать, по разным периодам жизни. Порой кардинально отличных между собой. Музей появился в селе еще в 60-х - поработали местные энтузиасты-краеведы. Само село очень небольшое. Близко к музею размещена местная школа, понятно, уже не та, в которую ходил Муса. Наполнение школы не очень - село действительно маленькое. Но благодаря музею, а главное - герою поэту - известное.
Муса Джалиль был выходцем из достаточно бедной многодетной семьи. Еще совсем… даже не юношей, а подростком он ушел в революцию. Официально считается участником Гражданской войны, и думаю, реально являлся, хотя я с трудом представляю, как это было, ибо он все же 1906 года рождения. Но в военную годину люди взрослеют рано. В 1919 он вступил в комсомол, но при любом раскладе ему было только 13 лет. Писать стихи тоже начал рано, в 10-11 лет, так что поэт он был прирожденный. Писал на татарском.
Потом был этнологический факультет МГУ. Жил в общежитии в одной комнате в Варламом Шаламовым, тогда, понятно, никому неизвестном. Потом работал редактором детских журналов на татарском, в разных городах. Одновременно познакомился со многими татарскими и русскими поэтами. С 1932 выходили его сборники стихов. Короче, все шло по нормальной, для советского периода, колее. Редакторская карьера, журналистская, писательская. Все по накатанной. Но тут грянула война…
Был призван. Но не абы кем (в те времена к мобилизации относились серьезно - учитывали навыки и специальность). Так что оказался старшим политруком. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В 1942 году на свою беду участвовал в очень неудачной для Красной армии Любанской наступательной операции. То была попытка прорвать кольцо Ленинградской блокады. Общее количество потерь с нашей стороны, в этом, достаточно долгом сражении, по взглядам разных историков разнится в районе 90 - 150 тысяч человек только убитыми. Санитарные потери (т.е. раненые) еще выше. Джалиль тоже был ранен в грудь, и в этом состоянии попал в плен, среди многих.
Именно с этой точки и на долгие годы история его жизни пошла по ложному следу. Это в плане того, как ее представляли в Союзе компетентные органы. Длительное время считался предателем, перебежчиков, прислужником немцев и т.д. Правда, о жизни и подвиге всплыла гораздо позже, и понятно, посмертно.
В концентрационном лагере на территории Польши Муса примкнул к подполью, сам был инициатором этого же подполья. Для более продуктивной пропагандисткой деятельности вступил в формируемый фашистами легион «Идель-Урал», в основном собираемый из лиц татарской национальности. Имел возможность - под прикрытием должности уже в качестве идеолога оккупантов - ездить по разным лагерям. Там вел подпольную работу, помогал с побегами. Одно из подразделений легиона прибыл на место карательных действий в Беларусь, подняло мятеж. Более 600 солдат сбежали и примкнули к партизанам. Немцам пришлось бросить на подавление снятые с фронта подразделения. После это начались чистки и выявление неблагонадежные по всей цепочке формирования легиона. Были арестованы сотни и сотни. Понятно, что вскоре вышли на группу в которой был и Джалиль.
После - Моабитская тюрьма в предместьях Берлина, потом тюрьма в Плётцензее, все в тех же предместья. В первой многомесячные пытки, и следствие. На всяческих клочках бумаги Муса умудрился там писать стихи, смог сохранить их и передать другим заключенным. Эти стихи уже после войны были принесены в советские посольства. Почему говорю, «в посольства», да потому что не в одно, а в несколько. Разные люди, приносили разные рукописи (реальные рукописи) в посольства СССР в разных странах. Но это было уже после. По суду (!) - все ж таки немцы аккуратисты - Джалиль был признан виновным. В Плетцензее казнили по особенному - по старой цивилизационной французской методике - гильотиной. В музее есть фото «инструмента». Три отверстия, в двух закрепляются руки, в центральном шея. Правда, ранее, до 1936 года французская мода Германии еще не достигла, так что рубили топором. Тем не менее даже после палач был весьма состоятельным (и уважаемым, думаю) человеком, ибо за каждого обезглавленного получала 60 рейхсмарок. В одну ночь - 7сентября 1943 года - он вообще разбогател. Тогда до утра срубили 186 голов. Очень прибыльный бизнес. Но не всегда так везло. Ибо в общем, в Плётцензее обезглавили 2891-го (немцы вообще любят считать). Правда, в этой тюрьме применялись и другие методы уничтожения. Вешали на рояльных струнах (говорю ж, немцы люди с культурой). Тут же фашисты казнили и сотни своих соотечественников. К примеру, тут допрашивались и умерли офицеры участвующие в знаменитом, но неудачном покушении на Гитлера в 1944-м.
25 августа 1944 - среди других татар подпольщиков - был обезглавлен и Муса Джалиль.
Благодаря тем, кто сохранил его стихи, а так же другим свидетелям, гораздо позже Джалиль был реабилитирован. Его «Моабитская тетрадь» попала Константину Симонову. Он перевел стихи с татарского - дал им новую жизнь. Он же много сделал для реабилитации узника фашистских застенок. В 1956-м посмертно М.Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957-м - Ленинская премия.
Внизу помещаю фото музея, памятника Джалилю в Казани (он, мне кажется, очень символичный), а также одно из стихотворений Мусы.
*